Облако тегов
Облако тегов
Магазин икон - Икона трерядница Избранные святые, старообрядческая икона, коллекционная икона. Россия, Поволжье, XIX век.
Артикул: | OFM0007 |
---|---|
Размер: | 31.9 х 24.8 х 1.6 см. |
Датировка: | XIX век. |
Регион: | Поволжье.. |
Купить икону трерядницу, народные старинные иконы 19 века, купить иконы из коллекции Вы можете у нас!
Поделиться: |
Икона с документом! При покупке старинной иконы Вы получаете документ-Атрибуцию! Документально подтверждена подлинность представленной старинной иконы, ее культурная, а также коллекционная ценность. Антикварная икона, как старинное произведение искусства, не подлежит свободному перемещению через таможенную границу России.
Мне приятно представить Вашему вниманию иконы из личного собрания публициста, коллекционера русской старины, Максима Бурмистрова.
Человек интересной судьбы, отличный товарищ и неутомимый увлеченный подвижник в деле поисков и сохранения русской иконы, Максим собирал эти старинные образы святых в течение долгого времени. Но время идет и приходит понимание, что икона не может томиться и покрываться пылью в шкафу, она должна работать, помогать людям, радовать их своей необычной, уникальной древней красотой.
Иконы из коллекций сегодня на антикварном рынке встречаются крайне редко, тем приятнее Вам будет увидеть и иметь возможность купить для себя столь интересные памятники религиозной старины, гармонично связанные единой собирательской идеей. Народная икона, крестьянская икона, паломническая икона, икона Русского Севера и вообще, икона из глубинки – вот что волнует Максима, и эти самобытные живописные памятники сегодня находятся в активном покупательском тренде, поэтому каждый из представленных в разделе «Иконы из коллекции» старинных образов обязательно найдет своего будущего Владельца, которым можете стать и Вы.
Подробное интервью с собирателем Максимом Бурмистровым Вы можете прочитать, пройдя по ССЫЛКЕ.
И я рад, что каждый из Вас может сегодня купить не просто старинную икону, а икону из тщательно сформированной, правильной коллекции, ну а слово о конкретном образе, представленном на этой страничке, я предоставляю сказать самому Максиму, и знаю – он это сделает прекрасно!
Алексей Смирнов, ведущий эксперт сети антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru, ofena.ru.
Икона опубликована в альманахе для коллекционеров «Деньга» №3 (17)/2016, номер журнала с публикацией живописного памятника мы дарим Вам вместе с иконой!
Икона: Избранные святые.
Верхний регистр: Казанская икона Божьей Матери, Воскресение Христово и Сошествие во ад, святитель Николай Чудотворец.
Средний регистр: избранные святые: Вселенские Учителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Богослов, а также святые Флор и Лавр.
Нижний регистр: Чудо Георгия О Змие, святая Анна, святой Никита Готский (святой Никита Бесогон).
Память святого:
Празднование иконе Казанской божией Матери отмечается 21 июля и 4 ноября по новому стилю.
День Николая Чудотворца отмечается 19 декабря (день смерти святого) – Никола Зимний, 22 мая (день прибытия мощей в город Бари (мощи Николая Чудотворца сейчас хранятся именно там)) – Никола Вешний, 11 августа – рождество святого Николая.
Святой Георгий Победоносец – день празднования (Юрьев день) отмечается дважды в год: весенний Юрьев день празднуется 6 мая, а осенний – 9 декабря по новому стилю.
Святой великомученик Никита Готский или Никита Бесогон – день празднования отмечается 28 сентября по новому стилю.
В чем помогает икона, о чем молятся святому:
Казанская икона Богородицы, о чем молятся: иконе Казанской Божией Матери верующие христиане молятся о возвращении зрения слепым и слабовидящим, просят Богородицу о том, чтобы вернулись силы к слабым и больным.
Казанская Богородица – Заступница России, избавительница и защитница от врагов внешних и внутренних.
Люди верующие совершают молитву Казанской Божией Матери о спасении от видимых и невидимых врагов.
Николай Чудотворец – святой, который помогает от внезапной смерти, покровительствует путешественникам, исполняет желания. Это самый «универсальный» святой, помогающий во всем и всегда, считающийся самым быстрым на помощь.
Георгий Победоносец – иконе святого великомученика Георгия Победоносца молятся воины, земледельцы и скотоводы, также иконе святого Георгия молятся о святом покровительстве мужчины с именами Георгий, Юрий, Егорий.
Святой Никита Готфский – защитник от бесов и бесовщины, святой, изгоняющий бесов.
Размер иконы: 31.9 х 24.8 х 1.6 см.
Размер киота: 39.0 х 32.0 х 5.8 см.
Икона видео:
Доска: крепкая, с вертикальным изгибом, без ковчега. Доска твердая, плотная.
Две врезные встречно расположенные шпонки (утрачены).
Задник иконы обработан скобелем и затонирован, торцы иконной доски тоже затонированы. Следов от жука нет.
Живопись: Левкас, темпера, лак (контуры фигур), покрывная олифа.
Жанр: икона народный примитив. Народная старообрядческая икона Поволжья, икона домашний иконостас, икона для защиты, икона для исцеления, икона для молитвы, помогающая икона, семейная икона.
Реставрация: Икона не реставрировалась, сохранен оригинальный вид. Никаких реставрационных мероприятий икона не требует.
Утраты: икона имеет очень незначительные повреждения, причем все они находятся на краях иконы и не затрагивают живописное поле.
Состояние иконы: коллекционное. Живопись на иконе находится под слоем оригинальной олифы.
Киот: современный, изготовленный из массива сосны.
Место изготовления иконы: икона стилистически, художественно и технологически тяготеет к Поволжью, где массово проживали старообрядцы.
Датировка: середина-вторая половина XIX века.
Старинная старообрядческая икона Избранные святые – замечательный наивный памятник русской старины, рассказать про икону мы попросили ее владельца, собирателя Максима Бурмистрова, который знает про этот образ практически все. Нашу беседу мы построили в виде интервью и надеемся, такая форма поможет и Вам с удовольствием узнать подробности про старинную икону из коллекции, которую Вы можете купить прямо сейчас!
- Максим, поведайте нам, пожалуйста, про эту красивую икону, ведь это что-то очень и очень необычное, вроде бы и просто написанное, но завораживающее!
- Вы правы, представленная многочастная многорядная старинная икона и правда, завораживает взгляд, хотя на самом деле представляет собой классическую икону-краснушку, то есть икону, написанную «в три краски», где в цветовой тональности преобладают различные оттенки красных или коричневых охр.
Начну с того, что перед Вами икона второй половины XIX столетия и по ее изобразительной манере можно четко определить регион – это Поволжье, и совсем гармонично тут понимание и старообрядческой направленности образа, ведь территория Поволжья стала тем местом, куда массово уходили ревнители древнего благочестия после решения Стоглава, положившего начало расколу.
Тот факт, что икона старообрядческая, на мой взгляд, лишь добавляет ей ценности, ведь известно, что даже никониане еще тогда, в XIX веке, с большой долей сочувствия относились к раскольникам и ценили старинные иконы, доставшиеся им от прадедов, тех самых икон, которые по сути своей были старообрядческими. Они также охотно приобретали и новые иконы, изготовленные старообрядцами и несшими в себе явные признаки старообрядчества, но эта икона, скорее всего, была написана в старообрядческой мастерской для старообрядческой семьи, в которой и бытовала до нашего времени.
И вообще, икона трерядница – это как визитная карточка старообрядческой расхожей, то есть простой иконы, такие иконы есть и с признаками реформ Никона, но их очень мало, ничтожно мало.
Если у Посетителей магазина икон Офеня возникнет желание в принципе больше узнать информации об иконах-трерядницах, они могут пройти по ССЫЛКЕ и прочитать исчерпывающий материал по этой теме, ведь это, на мой взгляд, очень необычные и во многом даже загадочные иконы!..
- Скажите, Максим, а вот трерядница – зачем такая сложность, почему на иконе столько изображений разом и есть ли тут какая-то система, ведь на первый взгляд, набор икон и клейм тут случайный?..
- Иконы трерядницы, и эта икона тут не исключение, всегда подчинены особым правилам, и тут нет ничего случайного. Более того, вся непостижимая нами природа трерядниц утверждает единожды кем-то и когда-то заведенный порядок, который не нарушался затем ни одним иконописцем, будь то мастер XVII века из далеких территорий, простирающихся вдоль течения Северной Двины, Карелии, Подмосковья, или как это мы наблюдаем сейчас, из Поволжья!
Если Вы посмотрите на несколько подобных икон, а в разделе «Иконы из коллекции» изначально выставляется несколько разновременных трерядниц, написанных в отдаленных друг от друга, регионах империи, то обязательно сразу поймете, насколько композиционно и даже изобразительно такие иконы похожи. Как будто неведомый инструктор в далеком XVII веке, когда, по наблюдениям исследователей, и зародились трерядницы, разослал по городам и весям подробную иллюстрированную инструкцию, объясняющую всем иконописцам, как следует такие иконы писать.
Рассмотрите икону, вы сейчас все поймете сами!
Изограф выбрал в качестве фона черную краску, но от этого икона не выглядит мрачной, наоборот, на черном фоне очень контрастно, ярко и даже объемно выглядят образы святых!
Все три горизонтальных ряда имеют привычную, можно сказать, стандартную смысловую иконографическую основу: в верхнем ряду три клейма, посвященные образу Казанской Богородицы, Воскресения Христова и конечно, погрудный образ Николая Чудотворца.
Не так заметно, как на подобных иконах, но все же очевидно преимущество двух крайних клейм: лик Богородицы, как и лик Николая Чудотворца больше всех остальных ликов на иконе.
Взоры Богородицы и Николая обращены друг к другу, создается ощущение, что они смотрят на центральное клеймо первого ряда – на икону Воскресение Христово.
В центральном клейме тонко и миниатюрно показана сцена попирания Христом ворот ада и факт дарения простым смертным шанса спасения души. Несмотря на простейшее личное письмо изографу удается каждому образу придать особое выражение и именно в клейме Воскресения личное отношение автора видно, наверное, лучше всего.
Следует особое внимание тут уделить тому, что возле Христа стоит аббревиатура IC ХС, а в руке Спасителя виден восьмиконечный крест, что прямо указывает на старообрядческую природу иконы.
Подтверждение этому обнаруживается и в среднем горизонтальном регистре, где у трех святых слева отлично видно двуперстное сложение благословляющей левой руки.
Интересно, что Иоанн Богослов является тут не просто центральной фигурой, но и своеобразным графическим композиционным центром: именно к нему обращены фигуры и лица святых, находящихся справа и слева от него.
Нижний ряд занимают привычные образы Георгия, поражающего тонким копьем змея, изображенного в виде извивающейся гадюки с собачьими ушами и клейма с ростовой фигурой святого Никиты Бесогона, между которыми поместилось «женское» клеймо с образом святой Анны.
Особенно интересно тут, безусловно, икона Чудо Георгия О Змие.
Конь у Георгия явно маловат, святой буквально волочит ноги по земле, тонкие ножки животного не имеют суставов и напоминают тонкие веточки дерева. Голова похожа на чуть вытянутую кошачью морду.
Конь поднимает одновременно две левые ноги, но если изгиб передней ноги неестественен из-за смещенного вверх, сустава, то задняя нога изображена мастерски, в очень динамичном движении.
Забавен и змей, традиционно изображаемый на таких иконах в виде гадюки, а не дракона. Три колючки, торчащие из головы «чудовища» напоминают уши собаки, но именно они, по всей видимости, и должны дать понять зрителю, что перед ним не просто змея, а неземное существо.
Уникальность змея на этой иконе состоит в количестве изгибов хвоста: лего можно насчитать целых три колена, что, наверное, должно было создавать иллюзию конвульсий змея и его верную гибель после меткого спасительного удара копья святого Георгия.
Святой Георгий тоже заслуживает описания. Пропорционально сложенный, святой восседает на коне. На развевающемся плаще виден орнамент в виде перекрещивающихся полосок: по мнению исследователей, это знак плодородия, ведь не секрет, что икона святого Георгия служила в крестьянской среде, как защищающая домашнее стадо и дарующая урожай.
Черный фон тут возвышается над светлым охряным поземом, на который изограф нанес серию параллельных зеленых штрихов, что очень похоже на пашню.
Образ святой Анны интересен еще одним старообрядческим признаком: на святой находится белый (именно белый) плат, завязанный (заколотый) на груди особым способом: так делали женщины из старообрядческой среды.
Ростовая фигура святого Никиты похожа на остальные образы святых, но есть и тут особая черта: вокруг ног святого на земле очерчен круг, назначение которого, возможно, заключается в том, чтобы оградить святого от нечисти и таким образом, транслировать молящемуся такую-же оградительную функцию.
Икону, безусловно, писал опытный мастер, которому удалось при минимальных красочных и изобразительных возможностях создать яркий и запоминающийся домашний иконостас.
Лики святых написаны с санкирной проработкой: на охру санкиря накладываются более светлые пятна, придающие объем, поверх которых пишутся темной охрой глазные впадины, бороды.
Окончательно лики прописываются белилами: ставятся блики на глаза, прописываются уши, губы, блик на носу, волосы на бороде и голове.
Все контуры фигур и голов святых, а также одежды прописываются черным лаком, именно этот прием и делает икону яркой, а святых объемными, оторванными от фона.
интересно наблюдать и надписания на иконе, например, великолепно подписан святой Лавр: Лаверъ…
Мастерство изографа подтверждается еще и тем фактом, что на иконе нет графьи, она пишется сразу начисто, а при таком обилии образов, сложности композиции, ее изначальной продуманности такую работу мог выполнить только очень опытный художник.
Судя по художественным приемам и достаточной сложности, которых лишены поздние иконы 19 века, можно с уверенностью утверждать, что икона была создана в середине XIX столетия, а может быть и в первой половине века.
Представленная икона, безусловно, представляет собой интереснейший памятник старообрядческих икон трерядниц, икон краснушек, ведь икона не только талантливо исполнена, но и сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии!
- Максим, а каково сакральное предназначение иконы, как она использовалась?
- На мой взгляд, любая трерядница и вообще говоря, любая многочастная икона – это миниатюрный домашний иконостас. Известно, что в XIX веке иконы стали доступны простому человеку, но все же купить одновременно 9-10 икон, согласитесь, было бы делом накладным, а тут все необходимые и столь любимые старообрядцами, святые образы собраны всего на одной небольшой доске аналойного формата, которую можно также легко разместить в Красном углу, а вот десять икон еще надо умудриться расставить, вместить в пространство молельного угла!
Так что тут видна как некая сакральная формула, согласно которой на иконе писались святые, так и чисто практическая идея, русский человек ведь всегда славился своей смекалкой, природной находчивостью!
Что касается назначения иконы, то оно, на мой взгляд, также напрашивается при понимании смысла и помогающей помощи, которую оказывают святые на иконе. Казанская икона Богородицы, любимая старообрядцами, выполняла роль Целительницы и оградительницы от бед, от болезней.
Икона Воскресения – это и поминальная икона и конечно, важнейшая икона для любого верующего человека, чающего Второго Пришествия и Воскресения, надеющегося на спасение души после кончины. Святитель Николай – еще один крайне популярный в старообрядческой среде, святой, к которому обращались практически по любому поводу.
Средний регистр заполнен образами помогающих святых, тут набор варьировался в зависимости от конкретных потребностей заказчика иконы.
В нижнем ряду снова сонм помогающих и защищающих святых, плюс «женское клеймо», смысл которого также понятен – помогать женской половине семьи справляться со всеми житейскими проблемами и заботами.
То есть трерядница – это такая прекрасно выверенная и исполненная «универсальная икона» для всей семьи, для всех ее поколений!
- Максим, вы часто повторяли, что это старообрядческая икона, но в таком случае – можно ли на такую икону молиться людям, придерживающимся взглядов Официальной Русской Православной Церкви?
- Не только можно, но и нужно! Старообрядческие иконы и книги, что называется, уже давно реабилитированы, сближение церквей произошло еще в царские времена, так что иметьтакую икону и молиться на такую икону может любой христианин.
Кроме того, и тогда, в XIX веке, и сегодня интерес именно традиционных православных христиан к старообрядческой иконе, как к носительнице древних традиций, высок и он не уменьшается. Почему то считается, что такая икона «сильнее», в этом, наверное, еще раз выражается наша практически генетическая тяга ко всему тому, что было заведено еще при самом Крещении Руси князем Владимиром.
Я еще хочу сказать в защиту старообрядческих икон следующее: посетите древние соборы и монастыри, в которых сохранились иконы XV или XVI веков – ведь это тоже «старообрядческие иконы», и все на эти иконы молятся, все их почитают. Если бы сегодня сохранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, то и она была бы «старообрядческой», так что же, ведь к ней в XIX веке шли на поклон в основном, новообрядцы!
Так что старообрядческая икона не зря привлекает к себе верующих, все эти иконы обладают особой доброй энергетикой, которую Вы обязательно почувствуете, как только возьмете этот намоленный образ в руки.
- Максим, кому бы вы посоветовали приобрести эту икону?
- Абсолютно всем, кто ценит старинные иконы, кто хочет иметь в своем доме по-настоящему ценную, во всех смыслах, антикварную икону, написанную до того, как православие потерпело столь сильное испытание в лице советского строя и почти векового надругательства и забвения.
Именно дореволюционные иконы таят в себе ту бесценную энергетику, которой многим понимающим людям не хватает в их домашней молитвенной, духовной жизни.
Старинная икона – открытое окно в Горний Мир, через которое Вы сможете беспрепятственно обращаться к Небу за помощью, исцелением, за простым жизненным советом, за подсказкой и будете получать помощь!
Я знаю, что сегодня многие думающие люди видят в старинных иконах и объект для инвестирования, ведь видите, что происходит сегодня на валютном рынке и никому не хочется метаться от рубля к доллару и евро и обратно в попытках сохранить свои средства. А старинная икона – эта та правильная гавань для средств, которая только может быть. Да, отдача будет не на следующий день и год, но в долгосрочной перспективе вложения в антикварные иконы всегда оправдается!
- Максим, ну раз уж пошел такой разговор, скажите, чем ценна конкретно эта икона?
- Тем, что редок сам извод, тем, что она старообрядческая, тем, что необычно исполнена и конечно тем, что старинная икона прекрасно сохранилась.
Очень ценно наличие Официальной Экспертизы и особенно тот факт, что икона опубликована в научной статье в журнале, ведь число опубликованных памятников старины очень небольшое по сравнению с общим существующих старинных икон.
Так что приобретение этой иконы станет для Вас по-настоящему многогранным радостным событием, а если Вы решите купить икону в подарок – то тоже будет замечательно, такие события людей очень радуют, причем и дарителей и тех, кто столь ценный презент получит!
Кстати, и для домашнего использования и хранения и для подарка Вам очень пригодится деревянный киот, вместе с которым икона продается. Вы сможете с удобством и красиво разместить икону в современном интерьере и почувствуете, насколько она поменяет атмосферу в Вашем доме или квартире.
- Максим, благодарим вас за исчерпывающую беседу!
- Я рад был рассказать про эту старинную икону, уверен, что она станет долгожданным и очень радостным приобретением для того, кто решит ее купить. Это очень красивая и добрая икона, которая обязательно принесет Вам духовное и эстетическое наслаждение, образ, который украсит Ваше жилище и сделает жизнь более счастливой и гармоничной!
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|