Облако тегов
Облако тегов
Магазин икон Офеня представляет - Старинная икона трерядница Избранные святые, домашний иконостас, икона для моления, икона для исцеления. Россия, Холуй, XIX век.
Артикул: | OFM0011 |
---|---|
Размер: | 31.0 х 26.0 х 3.0 см. |
Датировка: | XIX век. |
Регион: | Холуй. . |
Купить икону 19 века из коллекции Вы можете уже сегодня! Редкая антикварная икона Избранные святые – икона для дома, икона для подарка!
Поделиться: |
Икона с документом! При покупке старинной иконы Вы получаете документ-Атрибуцию! Документально подтверждена подлинность представленной старинной иконы, ее культурная, а также коллекционная ценность. Антикварная икона, как старинное произведение искусства, не подлежит свободному перемещению через таможенную границу России.
Мне приятно представить Вашему вниманию иконы из личного собрания публициста, коллекционера русской старины, Максима Бурмистрова.
Человек интересной судьбы, отличный товарищ и неутомимый увлеченный подвижник в деле поисков и сохранения русской иконы, Максим собирал эти старинные образы святых в течение долгого времени. Но время идет и приходит понимание, что икона не может томиться и покрываться пылью в шкафу, она должна работать, помогать людям, радовать их своей необычной, уникальной древней красотой.
Иконы из коллекций сегодня на антикварном рынке встречаются крайне редко, тем приятнее Вам будет увидеть и иметь возможность купить для себя столь интересные памятники религиозной старины, гармонично связанные единой собирательской идеей. Народная икона, крестьянская икона, паломническая икона, икона Русского Севера и вообще, икона из глубинки – вот что волнует Максима, и эти самобытные живописные памятники сегодня находятся в активном покупательском тренде, поэтому каждый из представленных в разделе «Иконы из коллекции» старинных образов обязательно найдет своего будущего Владельца, которым можете стать и Вы.
Подробное интервью с собирателем Максимом Бурмистровым Вы можете прочитать, пройдя по ССЫЛКЕ.
И я рад, что каждый из Вас может сегодня купить не просто старинную икону, а икону из тщательно сформированной, правильной коллекции, ну а слово о конкретном образе, представленном на этой страничке, я предоставляю сказать самому Максиму, и знаю – он это сделает прекрасно!
Алексей Смирнов, ведущий эксперт сети антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru, ofena.ru.
Икона: Избранные святые, икона трерядница.
Клейма:
Верхний регистр: Казанская икона Божьей Матери, Воскресение Христово Сошествие во ад, Святитель Николай Чудотворец.
Средний регистр: Святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Богослов, преподобный Сергий Радонежский, святые Флор и Лавр.
Нижний регистр: Святой Георгий Победоносец, мученица Параскева Пятница, преподобная Ксения Миласская, великомученик Никита Бесогон.
Память святым, изображенным на иконе:
Празднование иконе Казанской божией Матери отмечается 21 июля и 4 ноября по новому стилю.
День Николая Чудотворца отмечается 19 декабря (день смерти святого) – Никола Зимний, 22 мая (день прибытия мощей в город Бари (мощи Николая Чудотворца сейчас хранятся именно там)) – Никола Вешний, 11 августа – рождество святого Николая.
Праздник Трех Святителей Вселенских отмечается Церковью в один день – 12 февраля по новому стилю.
Празднование преподобному Сергию Радонежскому отмечается 18 июля (обретение честных мощей преподобного Сергия Радонежского), 20 июля, 6 сентября, 8 октября (преставление преподобного Сергия) по новому стилю.
День памяти святых мучеников Флора и Лавра празднуется Церковью 31 августа по новому стилю.
Святой великомученик Георгий Победоносец – день празднования (Юрьев день) отмечается дважды в год: весенний Юрьев день празднуется 6 мая, а осенний – 9 декабря по новому стилю.
День памяти святой Параскеве Пятнице празднуется 10 ноября по новому стилю.
День памяти святой преподобной Ксении Миласской празднуется 8 февраля по новому стилю.
Празднование святому великомученику Никите Готскому отмечается 28 сентября по новому стилю.
В чем помогают святые, о чем молятся святым:
Казанская икона Богородицы, о чем молятся: иконе Казанской Божией Матери верующие христиане молятся о возвращении зрения слепым и слабовидящим, просят Богородицу о том, чтобы вернулись силы к слабым и больным.
Казанская Богородица – Заступница России, избавительница и защитница от врагов внешних и внутренних.
Люди верующие совершают молитву Казанской Божией Матери о спасении от видимых и невидимых врагов.
Николай Чудотворец – святой, который помогает от внезапной смерти, покровительствует путешественникам, исполняет желания. Это самый «универсальный» святой, помогающий во всем и всегда, считающийся самым быстрым на помощь.
Образу Трех Святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Богослова молятся об успешной учебе, ведь они являются покровителями учащейся молодежи!
Святителю Василию Великому молятся об успешном открытии собственного производства, своего дела, предприятия.
Святителю Иоанну Богослову молятся пребывающие в отчаянии.
Молятся преподобному Сергию Радонежскому о слабо успевающих в учебе детях, об избавлении от гордости и гнева, о православном воинстве, о нахождении водных источников.
Святые Флор и Лавр – покровители животных, защитники стада от падежа и болезней.
Георгий Победоносец – иконе святого великомученика Георгия Победоносца молятся воины, земледельцы и скотоводы, также иконе святого Георгия молятся о святом покровительстве мужчины с именами Георгий, Юрий, Егор.
Святая Параскева Пятница, о чем молятся: святой Параскеве Пятнице молятся об исцелении от женских болезней, о женском плодородии, о помощи в семейных отношениях и в любви.
Молятся святой Параскеве о большом урожае, о помощи в ремеслах и рукоделиях.
Преподобной Ксении Миласской молятся о финансовом благополучии, об утешении в горе и скорби, о безгрешной жизни.
Святому великомученику Никите молятся о защите от бесов и бесовщины, от бесовских мыслей.
Размер иконы: 31.0 х 26.0 х 3.0 см.
Икона видео:
Доска: крепкая, с небольшим изгибом. Две встречные врезные шпонки (утрачены).
Иконная доска древняя, XVIII века, с ковчегом.
Задник обработан скобелем и сохранил оригинальную тонировку.
Граффити: на оборотной стороне имеется надпись «трерядницу» и черточные пометки в углу, нанесенные на поверхность доски острым предметом.
Живопись: левкас, темпера, серебрение, покрывная олифа.
Жанр: народная старообрядческая икона Холуя. Семейная икона, икона для защиты, исцеляющая икона, именная икона. Миниатюрный семейный иконостас.
Суздальские письма. Икона краснушка.
Реставрация: Икона без реставрационных вмешательств в идеальном экспозиционном состоянии!
Утраты: мельчайшие выпады красочного слоя, нанесенного поверх слоя фонового серебра (олова). Небольшие утраты левкаса и красочного слоя по нижнему полю, по левому полю и в левом верхнем углу.
Состояние иконы: очень хорошее, коллекционное.
Место изготовления иконы: Холуй.
Датировка: XIX век.
Икону Избранные святые представляет собиратель Максим Бурмистров, который знает про нее практически все. На нашем сайте есть и СТАТЬЯ, посвященная исключительно иконам-трерядницам, где подробно и захватывающе рассказывается об этих иконах и загадках, связанных с ними - прочтите этот МАТЕРИАЛ, чтобы больше узнать про удивительные иконы недельки!
Наше описание лота мы представляем в виде интервью и надеемся, что такая форма общения поможет Вам, нашим Покупателям, получить исчерпывающую информацию о красивой и ценной старинной иконе!
- Скажите, Максим, насколько в принципе, интересна эта икона, чем она ценна для Вас, как для собирателя? И вообще, расскажите про этот интересный миниатюрный иконостас!
- Дело в том, что я уже давно осознал всю необыкновенную силу подлинно народных старинных русских икон, силу художественную и конечно, эмоциональную, духовную, а среди поздних живописных памятников особенно привлекли мое внимание многочастные иконы трерядницы, поскольку именно они представляют собой необычное и очень цельное явление.
По мнению исследователей, трерядницы зародились в XVII веке, а возможной причиной их появления стал раскол, ведь и эта и абсолютно подавляющее число трерядниц это старообрядческие иконы, несущие на себе образы, особо почитаемые в старообрядческой среде и те изобразительные символы, которые присущи иконам староверов.
Подобные домашние иконы называются по-разному. Трерядницы, недельки, краснушки, многорядницы, семичастники – все это термины, которыми сегодня апеллируют ценители старинных икон и сразу становится понятно, о каких именно иконах идет речь. Само слово «трерядница» - историческое, старинное. Да что далеко ходить, на оборотной стороне иконной доски Вы, приобретя эту икону, сами прочитаете заказную надпись, в которой есть и слово «трерядницу», то есть иконописец процарапал острым инструментом будущее название изображения.
Известно, что после раскола и начавшихся притеснений староверов, чинимых государственными и церковными властями, старообрядцам пришлось массово бежать подальше от карающей руки закона и расселяться преимущественно в глухих местах, поэтому старообрядческие общины возникают по всей империи – на Русском Севере, в Поволжье, за Уралом, в Сибири. Старообрядцы очень рьяно охраняли все, что связано с их верой и поэтому во все века их существования они и в иконах воспроизводили те детали, которые идентифицировали изображенных святых со старыми иконописными канонами.
Появление же икон-трерядниц во второй половине XVII века, возможно, было обусловлено несколькими причинами. Это и обыкновенная экономия, ведь на одной доске появлялось сразу множество миниатюрных иконописных сюжетов и образов почитаемых святых, и, возможно, попытка сделать икону компактной настолько, чтобы ее можно было оперативно спрятать от глаз тех, кто буквально охотился за ревнителями древнего благочестия.
Для меня же в трерядницах особенно важным привлекающим фактором стало то обстоятельство, что эти иконы, просуществовав, как явление, почти триста лет, удивительным образом сохранили свою художественную и композиционную конструкцию, будь то икона XVII века из Заонежья или это поздняя Холуйская икона-краснушка второй половины XIX века, представленная тут!
В отсутствии должных коммуникаций, в самых различных уголках России, в глуши и вдали от цивилизации, в разное время создавались, по сути, очень похожие иконы, как будто еще в XVII веке были розданы изографам жесткие указания писать трерядницы так и только так!
Конечно, стилистические, колористические и художественные отличия есть, но сам фундамент принципов написания таких икон остался незыблим и представленная Вашему вниманию прекрасная икона из Владимирской губернии это лишний раз доказывает!
Перед Вами классический памятник старообрядческой семейной иконы XIX столетия, выполненный в одном из сел Владимирщины – в знаменитом иконописном центре Холуй.
Перед вами икона, выполненная в стиле качественной артельной скорописи, однако набор святых образов на иконе не «универсален», а подчинен индивидуальным требованиям заказчика, продиктованных семейными потребностями.
На иконе соблюдена привычная «формула» в расстановке клейм, рядов и святых образов, кочующая из одной иконы трерядницы в другую: верхний ряд неизменно занимают клейма с образами Казанской Божией Матери, Воскресения Христова и святителя Николая Чудотворца.
Все эти три иконы были в особом почете у староверов, и именно в таком порядке они изображаются всегда на многорядных иконах.
Средний регистр занят урезанными ростовыми изображениями помогающих в житейских делах, святых. И если образы Вселенских Учителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Богослова и изображения святых мучеников Флора и Лавра встречаются на подобных трерядницах достаточно часто, то образ святого преподобного Сергия Радонежского можно назвать достаточно редким. Возможно, он появился тут, как тезоименной святой заказчику иконы, но вероятна и версия, согласно которой преподобный Сергий особо почитался в старообрядческой среде, а значит, и был желанным персонажем многочастной домашней иконы.
Нижний ряд можно было бы назвать «универсальным», поскольку в нем присутствуют традиционные для трерядниц, изображения святого Георгия и святого Никиты, однако в «женском клейме», помимо всегда присутствующего образа святой мученицы Параскевы написана и ростовая фигура святой преподобной Ксении Миласской, по видимому, тезоименной святой хозяйки дома – супруги заказчика.
Обратим внимание и на тот факт, что два образа (святой Ксении и святого Сергия), которые выделяют всю икону из ряда ей подобных, расположены практически по центру и один над другим, причем соблюдается и важный принцип мужского главенства в доме, ведь образ Сергия находится над образом святой Ксении, а не наоборот, и даже не на одном уровне, как это редко, но встречается, когда женский образ располагается в среднем регистре.
Следует особо отметить, что икона выполнена на древней доске с ковчегом, внешняя граница полей и опушь раскрашены в красный цвет, горизонтальная граница между регистрами прописана черной краской и продублирована тонкими белильными чертами.
Использование древних досок – не редкость в русской иконописи. Кроме закономерной рачительности русских крестьян, заботящихся о минимизации расходов, ведь новая иконная доска стоила достаточно дорого, тут кроется еще и глубокий сакральный смысл: старая доска считалась носительницей той доброй помогающей намоленной энергетики, которую она накопила во времена бытования на ней первоначального изображения. Согласно этой традиции, икона, написанная на старой намоленной доске заведомо обладала большей помогающей или исцеляющей силой, нежели новая икона, написанная на новой доске и мне кажется, в этом есть очень глубокий смысл.
Большой интерес вызывает надписание, выполненное вязью на верхнем поле иконы – подобная сложная письменная композиция встречается мной на многоряднице впервые и конечно, делает икону еще более привлекательной с точки зрения возможности исследования самого явления многорядниц и всего, что с ними связано.
Кроме того, такое красиво исполненное надписание делает икону и эстетически более привлекательной, редкой и ценной в коллекционном плане.
Фон верхнего и среднего регистров делится на «небо», выполненное серебром (оловом) и позем, выполненный светлой охрой. Иконы нижнего регистра имеют более сложную фоновую проработку и поделены на три зоны: «небо» - серебряное, затем следует «пейзаж», отделенный от «неба» коричневой тонкой полоской, фигуры святых стоят на зеленом поземе с охряными «песчаными» вставками.
Традиционно для трерядниц две крайние иконы верхнего регистра выполнены в «увеличенном масштабе»: лики и фигуры святых больше, чем в остальных клеймах, таким образом привычные для старообрядческих многорядниц, правила, снова чудесным образом полностью соблюдены.
Письмо в этих «больших» клеймах необычное – образы большеголовы, а вот черты лиц мелочны, особенно это заметно при рассмотрении лика святителя Николая: огромный лоб с охряными высветлениями нависает над маленьким личиком, где под бровками блестят маленькие, сведенные к переносице, глаза.
Все остальные образы святых выполнены в обычном, полностью совпадающем масштабе. Выражение ликов у святых во всех клеймах отрешенное, нет ощущения, что кто-либо из изображенных святых смотрит на молящегося. Икона как бы заставляет стоящего перед ней человека самостоятельно «выходить на связь» с образами святых, ведь молитва, по сути – это духовная работа, в которой именно человеку что-то нужно получить от святого, а не наоборот.
Интересно написание фигур святых в среднем регистре, ведь они показаны в рост, но тем не менее, ступни оказались за пределами нижней границы, художник предпочел сохранить увеличенные пропорции тел святых, обрезав изображение снизу.
Еще раз обратим внимание на появление в ряду «помогающих» святых образа преподобного Сергия, который выбивается из ряда обычно встречающихся изображений святых Помощников в этом ряду.
Обращает на себя внимание и тот факт, что все фигуры в ряду написаны в полуобороте, и лишь преподобный Сергий расположен прямо, изограф таким образом делает его образ центральным, зрительно - самым важным, расставляет в иконописном изображении нужные акценты.
Любопытны и образы святых нижнего регистра, а также изображение коня святого Георгия, имеющего свою самобытную «крестьянскую» поступь.
Хотя икона может быть смело отнесена к разряду краснушек, в ней можно легко увидеть изначальное цветовое многообразие. Мафорий Богородицы – темно-зеленый, одежды Младенца прописаны баканом и голубым, облачения святого Иоанна Богослова – розовым.
Лики хоть и написаны просто, но подразумевают достаточно детальную проработку охрой с последующим высветлением и прописью носов, глаз, бровей и ушей черными лаками и белилами. Разделки одежд схематичны, наиболее сложны они в клеймах с образами святых Георгия и Никиты, где изограф изображает воинские доспехи.
Старообрядческие корни иконы видны во всем – и в общей концепции, в художественной «формуле» иконы, и в тех отлично читаемых изобразительных элементах, которые считались обязательными в старообрядческой иконе – надписании «IC XC» в клеймах с иконой Казанской Божией Матери и в клейме «Воскресения», в двуперстном перстосложении у святых среднего регистра, в одеянии святых «женского» клейма, где головы святых покрыты особым платом, присущим старообрядческой традиции в одежде русских женщин.
Икона представляет из себя ценный памятник старообрядческой семейной иконы XIX века, позволяющий внести свой собственный вклад в дело изучения подобных многорядных икон, икон краснушек, ведь в ней появляется много «новых» элементов, не встреченных ранее на других поздних многочастных иконах.
- Максим, скажите пожалуйста, а есть ли какой-то особый смысл в этой иконе, почему на ней появились все эти святые?
- Отличный вопрос! Дело в том, что на мой взгляд, такое устойчивое копирование схематики изображений и популярность трерядниц в период с XVII по XX век объясняется именно тем, что иконы эти имели, по мнению верующих людей, очень правильное содержание, четко направленное на несколько основных потребностей. Казанская Богородица – целительница и чудотворница, защитница от бед. Сюжет с Воскресением – напоминание каждому христианину о том, что душа бессмертна, но и о том, что надо печься о ней, чтобы после смерти попасть в рай. Добрый вездесущий и всепомогающий Никола – Небесный Помощник на все случаи жизни, выручатель из любых, даже самых затруднительных ситуаций, исполнитель любых треб и желаний, ведь не даром этот святой стал прообразом Деда Мороза, доброго волшебника.
Средний регистр – сонм помогающих в житейских делах, святых помощников, среди которых Флор и Лавр были ответственны за здоровье и благополучие домашнего скота, коров и лошадей, от них всегда зависело благополучие и каждой крестьянской семьи.
Святой Георгий, или, как его часто называли, святой Егорий – также оградитель скота от бед, защитник стада от дикий животных, но он и воитель, защитник дома и семьи от врагов.
Женское клеймо – важная часть в гармонизации семейных отношений, ведь тут собраны святые, помогающие хозяйке дома сохранять свое здоровье, успешно заниматься рукоделиями, полевыми работами, а еще и молиться о любви и счастье, об успешном деторождении, о здоровье детей.
Замыкает весь четко подобранный список клейм изображение святого Никиты, которого ёмко прозвали в народе Бесогоном за его способность по молитве отгонять бесов и бороться с проявлениями бесовщины.
Так что перед Вами идеальный, с точки зрения христианина, компактный домашний иконостас, актуальность которого, что удивительно и в то же время вполне объяснимо, не растрачена и сегодня: это икона замечательным образом впишется в мир любой современной верующей семьи, помогая гармонизировать свою жизнь через духовное обращение к святым, на ней изображенным!
- Максим, а тот факт, что это старообрядческая икона не помешает приобретать ее тем, кто является приверженцем традиционного церковного правила?
- Нисколько! Парадокс заключается в том, что старообрядческими иконами активно пользовались новообрядцы и в XVIII и в XIX веке, тем более, что официальное примирение двух направлений на сегодняшний день уже произошло.
В том же XIX веке в Мстёре и в Холуе специально копировались старообрядческие иконы, которые охотно покупались последователями никонианства, покупались прицельно, со знанием дела, ведь считалось, что старообрядческая икона была более правильной, традиционной для Руси.
Заметьте, что в XIX веке все, и староверы и нововеры пользовались медными крестами-тельниками, изготавливаемыми в старообрядческих мастерских, а также меднолитыми киотными крестами, иконами, складнями. Никаких запретов на такие изделия не было, они продавались свободно.
- Максим, а насколько иконы трерядницы ценны с точки зрения редкости?
- Я могу сказать, что еще десяток лет назад трерядницы достаточно часто встречались на антикварном рынке, но сегодня ситуация в корне другая.
При сегодняшнем общем повышенном интересе обывателя и собирателя к приобретению старинных икон и при скудности новых поступлений живописных памятников из регионов трерядницы встречаются в антикварных салонах все реже и реже.
Кроме того, многочастные иконы прицельно выискивают и покупают коллекционеры, которые тоже прочувствовали всю многообразную силу этих наивных образов, и поэтому в дальнейшей временной перспективе ситуация будет только усугубляться, икон ведь больше не становится.
На мой взгляд, сегодня еще можно купить достойную икону-многорядницу по доступной цене, завтра уже может быть слишком поздно.
Надо еще сказать, что и в художественном плане и в степени сохранности бывают разные произведения. Представленная икона – это практически золотое сечение, великолепное сочетание качественной (среди трерядниц) иконописи и состояния, так что покупка этой иконы будет очень правильным действием. Предмет не просто интересный, а ценный в коллекционном, в материальном плане, о духовной ценности мы уже сказали в ходе рассказа.
В заключение описания мне хочется еще раз перечислить те важные приятные особенности, которые способствуют повышенному интересу конкретно к этой иконе.
Икона достаточно редкая, исполненная по особому заказу в XIX столетии в известнейшем иконописном центре Холуй на древней доске XVIII века.
Красивая живопись по серебру, яркая, запоминающаяся и выполненная в мажорной колористической и художественной манере.
Исключительно правильный и актуальный на сегодня набор помогающих, исцеляющих и ограждающих от всякого зла и болезней, святых и икон.
Необычное надписание иконы, выполненное старорусской буквенной вязью.
Прекрасная оригинальная сохранность иконы, не требующая в дальнейшем каких-либо реставрационных вмешательств.
Икона укомплектована Официальным Экспертным заключением.
В комплекте с иконой Вы получите добротный киот, в котором можно будет сразу после покупки с удобством, красиво и гармонично разместить икону в интерьере Вашего дома, квартиры или офиса. Кроме того, икона в киоте может быть Вами подарена и киот в этом случае будет представлять прекрасно оформленное и завершенное подарочное обрамление.
Я рад представить трерядницу XIX столетия Покупателям сайта Офеня и надеюсь искренне, что исчерпывающее описание, фотографии и видео помогут Вам сделать правильный выбор в пользу приобретения этого намоленного благодатного старинного образа, имеющего историческую, религиозную, художественную, и конечно, коллекционную, материальную ценность!
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|