Облако тегов
Облако тегов
Магазин икон - Купить икону из коллекции – старинная икона святой Георгий Победоносец, щепная икона. Россия, Холуй, XIX век.
Артикул: | OFM0006 |
---|---|
Размер: | 31.2 х 26.0 х 0.8 см. |
Датировка: | XIX век. |
Регион: | Холуй.. |
Продажа старинных коллекционных икон – Вы можете купить ценную икону святого Георгия!
Поделиться: |
Икона с документом! При покупке старинной иконы Вы получаете документ-Атрибуцию! Документально подтверждена подлинность представленной старинной иконы, ее культурная, а также коллекционная ценность. Антикварная икона, как старинное произведение искусства, не подлежит свободному перемещению через таможенную границу России.
Мне приятно представить Вашему вниманию иконы из личного собрания публициста, коллекционера русской старины, Максима Бурмистрова.
Человек интересной судьбы, отличный товарищ и неутомимый увлеченный подвижник в деле поисков и сохранения русской иконы, Максим собирал эти старинные образы святых в течение долгого времени. Но время идет и приходит понимание, что икона не может томиться и покрываться пылью в шкафу, она должна работать, помогать людям, радовать их своей необычной, уникальной древней красотой.
Иконы из коллекций сегодня на антикварном рынке встречаются крайне редко, тем приятнее Вам будет увидеть и иметь возможность купить для себя столь интересные памятники религиозной старины, гармонично связанные единой собирательской идеей. Народная икона, крестьянская икона, паломническая икона, икона Русского Севера и вообще, икона из глубинки – вот что волнует Максима, и эти самобытные живописные памятники сегодня находятся в активном покупательском тренде, поэтому каждый из представленных в разделе «Иконы из коллекции» старинных образов обязательно найдет своего будущего Владельца, которым можете стать и Вы.
Подробное интервью с собирателем Максимом Бурмистровым Вы можете прочитать, пройдя по ССЫЛКЕ.
И я рад, что каждый из Вас может сегодня купить не просто старинную икону, а икону из тщательно сформированной, правильной коллекции, ну а слово о конкретном образе, представленном на этой страничке, я предоставляю сказать самому Максиму, и знаю – он это сделает прекрасно!
Алексей Смирнов, ведущий эксперт сети антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru, ofena.ru.
Икона: святой великомученик Георгий Победоносец (Чудо Георгия О Змие).
Память святого: 6 мая, 16 ноября (освящение храма великомученика Георгия Победоносца), 23 ноября Колесование святого великомученика Георгия, 9 декабря (освящение храма великомученика Георгия Победоносца).
О чем молятся святому Георгию: Святой Георгий помогает в освобождении пленных, защищает неимущих, помогает немоществующим, больным, защищает православных.
Размер иконы: 31.2 х 26.0 х 0.8 см.
Икона видео:
Доска: сосновая щепа, сильный вертикальный изгиб, без жучка. В доске много отверстий от гвоздей и самих мелких гвоздиков – икона изначально крепилась к заднику глухого застекленного киота, а к иконе крепился фольговый оклад.
Задник иконы имеет характерную для щепных икон, необработанную поверхность.
Редчайший случай изготовления щепной иконы столь большого размера.
Живопись: левкас, темпера, покрывная олифа.
Жанр: классическая икона, поточная щепная икона конца XIX века.
Реставрация: без реставрационных вмешательств в красочный слой.
Состояние: идеальное, коллекционное.
Место изготовления: Холуй (Владимирская губерния).
Датировка: XIX век.
Мы представляем Вам чрезвычайно интересную и ценную икону из коллекции Максима Бурмистрова, а представит святой образ сам собиратель, нашу беседу мы представим в виде интервью, надеемся, что такая форма поможет Вам узнать все про икону!
- Максим, мы знаем, что вы с трепетом собирали старинные народные иконы и видим, насколько эта старинная икона святого великомученика Георгия Победоносца выделяется среди поздних образов, вышедших из знаменитых Холуйских иконописных мастерских. Пожалуйста, расскажите про эту икону – когда ее написали, где, и почему вы тоже считаете ее выдающейся?
- С удовольствием расскажу, ведь образ святого Георгия это один из тех древних образов, который очень чтился в среде верующих людей!
Святой Георгий считался не только целителем, в том числе и целителем от неизлечимых, страшных недугов, но и защитником всех невинно обиженных, а на Руси, как известно, поводов обратиться к святому за такой помощью было у каждой семьи и каждого человека, предостаточно!
Но не нужно забывать, что святой Георгий еще и воспринимался, как оградитель от всего дурного домашнего скота, а потому, например, во многих (если не во всех) деревнях встарь стадо, впервые выгнанное на весеннее поле, обязательно обносили с молебном иконой святого Георгия, или, как его еще звали, святого Егория. Святой Егорий должен был защитить скотину и от болезней, падежа, и от покусительства хищных зверей и от прочих напастей, в том числе и от злого колдовства.
Старинные иконы с образом святого защитника встречаются довольно часто, но вот в подобном исполнении я икон не встречал, а потому можно смело говорить об исключительности образа.
Главная отличительная особенность иконы – ее основа – тонкая иконная доска, по сути – щепа.
Все дело в том, что вторая половина XIX века прошла под знаком тяжелейшей, все усиливающейся конкурентной борьбы между иконой традиционной, живописной, и иконой фабричной – печатной.
Массовая печатная икона начала вытеснять живописную икону, ведь главными ее преимуществами были красота и дешевизна, иконописцам же пришлось решать для себя главную задачу – «что делать»? Конечно, они могли попробовать себя в другой роли, забросив иконопись, но многие иконописные центры и отдельные мастера решили не сдаваться, а искать новые пути в своем кустарном производстве, поэтому им пришлось коренным образом пересмотреть, как говорится сегодня, техпроцесс, с тем, чтобы его предельно удешевить и ускорить, ведь стало ясно, что существовать нормально с прежним подходом невозможно.
В ход пошла сообразительность и изобретательность, в результате чего появляется упрощенная, поточная живописная икона. Теперь доски делали без шпонок (так дешевле), тоньше, из обычной сосны, не применяли тканевой паволоки, используя газеты, а то и вовсе грунтуя доску тонким слоем гипсовой грунтовки. В ходу были «подокладные иконы», на которых изограф прорисовывал только лики и руки святых, остальной рисунок имитировал простой, машинной выделки, латунный оклад.
В слободе Борисовке и в Холуе пошли в ход тонкие фольговые оклады и глухие застекленные киоты, что позволяло использовать дешевые сосновые иконные доски с необработанным задником и боковыми поверхностями.
Апогеем конкурентной борьбы стало появление щепных икон, то есть образов, написанных на тончаших дощечках – на щепе, дранке, той самой дранке, которой покрывали крыши домов и храмов, дешевой и доступной, производство которой было давно налажено.
Щепу с одной стороны остругивали и покрывали тонким гипсовым левкасом, по которому чаще всего писали именно подокладную «руколикую» икону, которую затем гвоздями приколачивали к заднику киота, обкладывали фольгой и накрывали стеклом. Икона выглядела ярко, объемно, но главное, будущий владелец и не догадывался, что под ажурными завитками оклада находится «неполноценная» икона, а щепа, и охотно покупал икону из-за ее небольшой стоимости.
Щепная икона – явление очень кратковременное, ведь известно, что иконопись в России умерла раньше событий 1917 года, машинная икона таки победила традиции живописной иконописи, несмотря на то, что и церковь и даже правительство пытались выправить ситуацию и всячески борясь с печатной иконой, старались наладить ситуацию в иконном производстве.
Это кратковременное существование явления, последующий период иконоборчества советского времени и главное – хрупкость щепных икон привели к тому, что сегодня встретить щепную икону на антикварном рынке стало крайне трудно!
Но нужно подчеркнуть и то обстоятельство, что в большинстве своем щепная икона – это икона «простушка», а сегодня я рад представить Вашему вниманию, во всех отношениях, выдающийся коллекционный экземпляр, ведь икона написана полностью, очень подробно и красиво, ярко, но что еще очень важно отметить, икона обладает просто огромным размером, ведь в большинстве своем щепные иконы были небольшими, что диктовалось, безусловно, свойствами материала основы – сосновой тонкой щепы.
Икона сохранилась до нашего времени в идеальном состоянии, хотя дощечка и довольно сильно выгнулась и конечно, такая икона может представлять значительный интерес для тех, кто хочет купить по-настоящему редкие старинные иконы для себя или в качестве подарка, а может быть, в качестве достойного пополнения личного собрания русской иконописи.
- Максим, расскажите про живопись на иконе, ведь это очень необычная икона по своему исполнению!
- Да, это правда, икона смотрится просто необыкновенно, и причина этого видится и в ее размере и в том, насколько художник сумел воплотить святой образ Егория, пользуясь при этом яркими, что называется, нарядными красками.
Надо ведь понимать, что и тогда, в XIX веке икона была товаром, а потому в условиях все той же конкуренции с печатной продукцией, которая отличалась своей яркостью и декоративностью, а потому для выделения своего товара изографам приходилось также следовать за спросом, делать иконы «на потребу».
Отсюда эти яркие краски, этот прекрасный синий фон, многоцветие в поземе, цветастый дракон, но в то же время Вы можете отметить и «сокращенный» сюжет, в котором нет ни архитектурных подробностей, нет и родственников несчастной царевны, которая на иконе одинокой фигуркой притулилась у правого края. Изограф упрощает себе жизнь, оставляя на иконе лишь главных персонажей, но за счет яркости, контрастности и игры сочных красок «урезанность» сюжета нам становится неочевидной, незаметной!
Посмотрите на святого Георгия, на его «боевого» коня – безусловно, это главный герой и в принципе, все остальное вообще можно было оставлять за кадром. Второе «действующее лицо» тут – дракон, который тоже написан крупно и ярко, хотя он и не выглядит кровожадно.
Царевна же рассматривается, как какой-то второстепенный, вспомогательный элемент, вроде бы, даже не она стала основой этого иконописного изображения, а Георгий прибыл просто убить злое чудовище, олицетворяющее, в зависимости от житейской ситуации, вселенское зло, болезни, волков или деревенских колдунов.
Икону эту нужно рассматривать в подробностях, что называется, прочувствовать, ведь это отличный, классический пример поточного письма. Хорошо известно, что в иконописных мастерских, в артелях, существовало жесткое распределение обязанностей. Здесь каждый занимался своим делом: один левкасил доски, другой их шлифовал, третий пропитывал клеем. Среди изографов также существовало разделение обязанностей. Самый опытный мастер писал наиболее сложные части иконописного изображения – лики, руки святых. Помощники могли написать фигуры святых, их одежду. Ученики же занимались тем, что прописывали на иконе фон и второстепенные детали, например, позем или элементы ландшафта.
А теперь всмотритесь в изображение на иконе, чтобы четко увидеть, что лик святого Георгия и его руки писал один человек, коня и фигуры – другой, а фон и позем – третий! 0Но удивительно то, что в результате работы столь большого числа разных художников получилось гармоничное, прекрасное изображение, которое не оставляет равнодушным, которое удивляет и радует одновременно!
Мне очень хочется остановиться на изображении дракона, ведь на каждой старинной иконе чудовище писалось по разному.
Если взять иконы краснушки XIX столетия, или, например, иконы трерядницы, где всегда было клеймо с Егорием, то на них часто можно увидеть дракона, изображенного, как черную извивающуюся змею с раскрытой пастью. Такое полное упрощение связано было с двумя причинами – во-первых, змеи действительно вредили людям и домашним животным, а потому такой образ гармонично вплетался в ежедневную «потребу» крестьянина, а во-вторых, это являлось следствием упрощения изображения, вызванного выше перечисленными причинами.
На этой иконе дракон «щеголяет» размашистыми крыльями и огромной песьей головой с двумя рахитичными ушками, но особенно интересно его тело, исполненное в виде то ли колючего, то ли лохматого «огурца», и завершающееся длинным, свитым в кольца, коровьим хвостом. Художник не удосужился «приделать» чудовищу лапы, отчего оно приобретает даже черты животного, которому начинаешь сочувствовать при виде острого черного копья, нацеленного точно в раскрытую пасть.
Маленькая фигурка покорно склонившей голову, принцессы исполнена в перспективе, в масштабе, но, как мы уже сказали, лишенная подкрепления в виде крепостных стен и образа отца, наблюдающего за сценой сверху, этот образ смотрится тут даже каким-то сиротливо-лишним, хотя он и обязан быть здесь по церковному канону, диктующему содержание иконописного изображения.
В целом же восприятие иконы становится завораживающим, столь оно динамично, полно энергии, а значит, и на Вас икона произведет замечательное, цельное впечатление!
- Максим, вы очень интересно рассказали про эту икону, скажите, пожалуйста, кому можно ее адресовать?
- В первую очередь, икона эта нужна верующим людям. Тем, кто хочет иметь в своем доме по-настоящему сильную, красивую и конечно, намоленную старинную икону. Икона и правда, очень привлекательная и конечно, она станет украшением, в том числе и духовным украшением, Вашего домашнего молельного места, Красного угла.
Образ святого Егория можно рассматривать и как прекрасное приобретение для подарка, тем более, что икона продается вместе с киотом, в котором ее будет очень удобно дарить, а затем и хранить. Это икона для защиты от зла, икона для исцеления от болезней, а такой образ, как и в далеком XIX веке, просто должен быть в каждом доме!
И конечно, купить икону святого Георгия Победоносца Вы сможете для своего собрания старинных икон, ведь это, как я уже объяснил, очень редкий экземпляр, сохранившийся в идеальном музейном состоянии, так что икону можно рассматривать и в качестве выгодного вложения средств, как инвестицию, в долгосрочной перспективе.
Мне кажется, что эта икона никого не оставит равнодушным и я буду рад, если она найдет своего благодарного и любящего Владельца, которому обязательно подарит радость духовного общения и эстетическое удовольствие!
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|