Облако тегов
Облако тегов
Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
Артикул: | OFD0005 |
---|---|
Размер: | 17.5 х 22.9 х 0.9 см. |
Датировка: | XIX век. |
Регион: | Центр империи.. |
Купить икону в Москве Вы всегда сможете у нас, а мы бережно доставим образ курьером или почтой!
Поделиться: |
Деревянная сосновая дощечка (щепа), прочная, без следов от жучка. Оборотная сторона доски не обработана. Доска имеет значительный вертикальный изгиб. По краям иконы имеются отверстия от гвоздей, крепивших икону к заднику застекленного ящика – киота.
Левкас, темпера, олифа.
Живописный слой иконы сохранился прекрасно, оклад утрачен. В нижней части иконы имеется след от свечного пламени, означающий, что иконой пользовались и после того, как она утратила киот и фольговый оклад.
Икона не подвергалась реставрационным вмешательствам и поновлениям.
Отличный образчик подокладной щепной иконы, достойный личного собрания старинных щепных икон!
Размер: 17.5 х 22.9 х 0.9 см.
Икона видео:
Щепная икона – редкое явление в русской православной традиции, ведь явление это вряд ли просуществовало более трех десятков лет, но успело оставить значительный след в истории русской иконописи!
Старинная подокладная икона Воскресение Христово с Двунадесятыми Праздниками на щепе – редкое исполнение и отличная сохранность, привлекательная цена!
Щепная икона… Пожалуй, это одно из тех направлений в иконописи дореволюционной России, которое только подлежит пристальному изучению со стороны исследователей религиозного искусства, а вот серьезные коллекционеры уже давно начали собирать такие иконы, прекрасно понимая, что со временем любая коллекция щепных икон будет цениться особенно высоко!
Щепная икона появилась совсем не случайно, а под влиянием комплекса факторов, но сразу хочется сказать, что появление ее стало вынужденным, не от хорошей жизни, так сказать.
В конце XIX века обострилась до крайности конкуренция между иконописными центрами, где икону изготавливали традиционным образом и фабриками, на которых освоили способ производства дешевых печатных икон.
Фабричное производство икон стало отправной точкой в гибели русской иконописи и сегодня можно говорить о том, что не революционные вихри 1917 года оказали губительное воздействие на исконно русский живописный промысел, а именно фабрики, так что к 1914 году, по сути, с иконописью было уже покончено и многие иконописные центры утратили большую часть своих мастеров.
Печатная икона, не признаваемая Церковью, однако, смогла завоевать своего покупателя, ведь такие иконы были яркими, красивыми, их предлагали в исчерпывающем ассортименте иконографических образов и размеров, да еще и по очень доступной цене.
Иконописцы приняли вызов и поначалу просто пытались вырабатывать большее количество икон, дабы компенсировать снижение цен на них в ходе конкурентной борьбы, но очень быстро стало ясно, что одного удешевления продукции недостаточно. Требовалось коренным образом пересматривать не только технологию живописного процесса, но и изменить подход к изготовлению основы для иконы – деревянной доски.
Представленная щепная старинная икона является классическим примером такой переработки подходов к иконному производству.
Дорогая деревянная доска была заменена на дешевую и простую в изготовлении, щепу. Слава Богу, щепой Россия была богата и производство ее не составляло особой сложности, щепой раньше крыши покрывали, так что перенаправить поток щепы в иконописное русло было несложно.
Дощечка тщательно обрабатывалась и выглаживалась только с одной стороны (поэтому беря такую икону в руки всегда есть шанс получить в палец занозу), лицевая сторона покрывалась тонким слоем мелового левкаса.
Так на подготовительном этапе иконописная мастерская сводила к минимуму свои затраты – и финансовые и трудовые и временные.
Дальше по специальному трафарету на тонкую щепку наносилась графья: тонкой иглой в слое левкаса процарапывались контуры будущего рисунка. Хитрость же была в том, что иконописцу по этой графье предстояло прописать… только лики и руки святых, а одежды и фон должен был скрыть фольговый оклад, который изготавливался машинным способом, или частично дорабатывался вручную.
Таким образом, и на этапе производства живописных работ также получалось существенно сэкономить и увеличить количество производимых икон. Доход с одной иконы постоянно уменьшался, иконописец компенсировал это падение увеличением количества выпускаемых образов, но даже это не позволяло ему поднимать общий доход с продажи, он хотел лишь одного – хотя бы сохранить прибыль на прежнем уровне.
Написанную подокладную икону накрывали фольговым дешевым окладом и обрамляли в застекленный киот. Такая икона выглядела очень нарядно и привлекательно, покупатель часто и не задумывался над тем, что же скрывается под окладом.
В конечном итоге произошло то, что должно было произойти: новые фабрики по производству щепной иконы выдавили с рынка живописцев, век живописной иконы в России подходил к концу, и щепная икона пала в этой борьбе первой, ведь те иконописные центры, которые ориентировались на богатого заказчика, просуществовали в вялотекущем состоянии еще несколько лет, они были и после революции, но ни о каких больших тиражах речь уже не шла.
Представленная икона – классический пример подокладной поточной щепной иконы, созданной в самый разгар непримиримой конкурентной борьбы.
И вот что тут главное: пусть живопись на иконе далека от совершенства и она подокладная, пусть дощечка тонка и выгнулась от времени, все равно это уникальный памятник истории России и памятник искусства, причем искусства высшего, религиозного. И именно такие иконы будут в недалеком будущем входить в значительные личные и музейные коллекции, ведь если вещь уникальна, то она уже только поэтому заслуживает особого к ней отношения.
Миниатюрные лики на иконе выполнены мастером с душой: прописан каждый волосок, все лица разные и имеют свое собственное выражение.
Обратите внимание на тончайшие «волосковые» пальчики, на такую же тонкую пропись бровей, глаз, губ: сколько концентрации, сколько усердия надо было мастеру, чтобы безошибочно рисовать множество ликов и рук на этой иконе!
Уж коли мы заговорили про лики, то давайте сочтем, сколько их на старинном щепном образе? У нас получилось… 44 лика!
Вроде бы щепная икона – это поточная икона, так почему же сегодня мы уверенно говорим о том, что щепная икона редка? Секрет редкости прост. Вспомним поговорку «что легко досталось, с тем легко и расстался», которая отлично подходит к щепной иконе.
Дешевые иконы и уход получали соответствующий, а в случае порчи иконы ее просто меняли на новую. Так иконы исчезали, уходили в небытие. Те же иконы, которые уцелели, пропали чуть позже. Трагизм ситуации крылся в их хрупкой сущности, ведь когда киот по разным причинам приходил в негодность, его хозяин пытался вытащить икону, оторвать ее от фанерного или дощатого задника киота. В этот момент высохшая тоненькая дощечка лопалась пополам, и икона опять пропадала для нас, для будущих поколений.
Редкие экземпляры дошли до наших дней, и, безусловно, представляют особый интерес как для людей верующих, так и для исследователей, увлеченных собирателей старины.
Вот мы и рассказали Вам о судьбе щепной иконы. Одна из таких икон перед Вами и она ждет своего будущего Хранителя, Владельца. Кто им станет? Возможно, Вы, а может быть, и кто-то другой, тот, кто быстрее других осознает важность собирания и сохранения таких, пока еще недорогих, но уникальных народных шедевров!
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|