+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р

Старинные иконы Николая Чудотворца особого извода.

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

22.03.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Старинные иконы святителя Николая Чудотворца весьма многочисленны и разнообразны даже сегодня, а ведь прошло более ста лет с момента фактического заката иконописного промысла в России.

Массовость образов святого Николая Угодника вполне понятна и объяснима: этот Небожитель издревле почитался на Руси, как самый быстрый на действенный отклик, помогающий в любых критических и житейских ситуациях. Мирликийский епископ стал для верующего человека абсолютно «русским», своим, близким по духу, и поэтому понятно.

В XIX столетии, когда производство икон становится по истине поточным, конвейерным, образы святого Николая приходят не только во все православные храмы, но и в дома верующих людей, причем часто таких икон в жилище могло быть даже несколько.

Иконография святителя складывается, меняясь, на протяжении веков, но в XIX столетии это многообразие устойчиво воспроизводимых типов проявляется, на мой взгляд, особенно ярко, ведь иконы с образом святителя писались во всех иконописных центрах, крупных и малых мастерских, их создавали и в самых глухих поселениях деревенские богомазы-самоучки, одним словом, образ святителя множился многократно, при этом эксплуатировались различные иконографические композиции, устойчиво сложившиеся к этому периоду.

Например, наиболее распространенным, что называется, классическим типом изображения был поясной, но в старообрядческих иконописных центрах культивировался образ Николы Отвратного – оплечный образ святого, при котором глаза святого были устремлены в сторону, на левое плечо зрителя, за которым, согласно вере староверов, «прятался бес». Такая икона обязана была оградить человека от бесовщины, отвратить бесов.

Старинная икона «Никола Отвратный» из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Еще один популярный образ – Никола Можайский, ростовое изображение святителя Николая, на таких иконах святой представал держащим в правой руке меч, а в левой – храм, икона почиталась, как защитница от всяких врагов, в первую очередь – внешних, каких у Руси, и потом и России было всегда предостаточно.

Гораздо реже можно встретить сегодня (да и тогда, в XIX веке) житийные иконы святого Николы, где в центральном клейме погрудно или оплечно изображался сам святой, а в небольших клеймах, его окружающих отображались события из жизни чудотворца и чудеса, им совершенные.

Образ любимого, на Руси, святого встречается и на иконах избранных святых, причем очень часто.

Избранные святые – это такие Небожители, образы которых нужны были конкретному владельцу иконы или его родственникам в семье. Подобные иконы были исключительно заказными – набор изображаемых святых диктовался иконописцу заказчиком.

Старинная икона «Избранные святые» из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Старинная икона «Избранные святые» из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Образ Николая Чудотворца всегда встречается и на знаменитых многочастных иконах-недельках, своеобразных миниатюрных домашних иконостасах, совмещающих в себе несколько постоянных клейм и клейм с «избранными святыми», набор которых продиктован запросами заказчика.

Недельки – иконы из старообрядческой среды, а старообрядцы придавали персоне святителя Николая особое значение, поэтому образ святого на этих трерядных или двухрядных иконах всегда помещался в верхний ряд, где он занимал правое клеймо. По мнению исследователей, верхний ряд трерядницы, состоящий из образа Казанской иконы Богородицы, клейма с Воскресением и Николы образовывал некий старообрядческий Деисус, где Никола замещал образ Иоанна Крестителя.

Старинная икона трерядница из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Старинная икона трерядница из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Старинная икона трерядница из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Но, как я уже сказал, поясной образ Николая Чудотворца оставался наиболее часто воспроизводимым на иконных досках. Среди таких икон также встречаются редкие вариации трактовки образа, например, вот эта икона «Никола Молящийся» - с характерными глазами святого, поднятыми к небу, к миниатюрным изображениям Спасителя и Богородицы, символизирующими Никейское Чудо:

Старинная икона Никола Молящийся из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

В композиционной постановке наиболее часто можно наблюдать две разновидности – это образы Никола Зимний и Никола Вешний, отличающиеся наличием или отсутствием митры на челе святителя.

Существует легенда о том, что император Николай I как то во время зимнего богослужения заметил церковному начальству, что его любимый святой и покровитель на иконах изображается с непокрытой головой, после чего в России массово начинают появляться изображения святителя в головном уборе.

Старинная икона Никола Вешний из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Иконы святого, если брать исключительно поясной тип рисунка, суммируя в нем как «вешний», так и «зимний» вариант, исключительно разнообразны по своему колориту и рисунку.

Основа композиции сохраняется и следует из иконы в икону, но изографы не оказываются скованными по рукам и ногам каноном и могут позволить себе привносить в произведения свои художественные детали, по-своему трактуя лик, цвета одежд, изображение Евангелия, варьируя декор икон.

Но когда наблюдаешь за иконами постоянно, когда видишь их часто и много, невольно обращаешь внимание на то, что некоторые поздние иконы оказываются до удивительного похожими, копирующими изображение в деталях, в то время как сами они происходят из самых разных иконописных центров и написаны были в последней четверти девятнадцатого века – в начале двадцатого.

Это удивительное следование какому-то одному, пока еще неведомому образцу натолкнули меня на идею его отыскать, выявить, ведь любопытно, на что ориентировались изографы, например, Новгородчины, Борисовки, Москвы или Питера, упорно копируя одно единственное изображение!

Но сначала я хочу продемонстрировать череду таких «одинаковых икон», фотографии которых отыскались в Сети. Обратите внимание на общую изобразительную концепцию этих живописных икон, частичное или полное совпадение композиции, рисунка, цветов и особенно – деталей, которые доказывают происхождение икон от единого эталона.

Такие важные детали, как «гамма-кресты» и кресты-«пропеллеры» на одеждах, единообразно нарисованное Евангелие, а также панагия с тремя каплеобразными бусинами явно свидетельствуют о том, что изографы разных губерний имперской России имели перед глазами одно и то же изображение святого в качестве образца.

Старинные живописные иконы Николая Чудотворца позднего периода, нарисованные разными иконописцами и в разное время с одного и того же образца.

Нет, рассматривая эти иконы в подробностях, можно обнаружить и отличия, заключающиеся, например, в росписи узоров на митре (если это иконы «Зимнего» типа), или даже разницу в узорах на облачениях святителя, но в целом картинка вновь и вновь выдает подражание, следование единому образчику.

Выявить его мне не составило большого труда, хотя убедить самого себя в том, что это и есть правильный ответ, было не так просто – слишком тривиальным казался мне ответ.

Однако будущие исследования и понимание всей логики событий, происходивших более ста лет назад, доказали мне, что я нахожусь на правильном пути.

Предлагаю и вам эти рассуждения и выводы в качестве доказательства логичности моих исследований.

Известно, что иконы копировали во все времена. В средние века такими образцами становились «живые» известные иконы, чудотворные образы, с которых создавались списки. Иконописец мог перерисовывать образ, находясь непосредственно перед ним.

В позднее время условия существенно изменились, ведь активно развивалось типографское дело, позволяющее массово копировать различные изображения. Именно во второй половине XIX века буйно расцветает фабричная икона – цветные хромолитографические иконы печатаются в Москве, Питере, Одессе. Основой для них в большинстве случаев становится бумага, но делают такие иконы и на жести.

Одна из самых знаменитых типографий, выпускавших печатную икону располагалась в Одессе и была организована выходцем из простого народа, Е.И. Фесенко. Фабрика Фесенко начала работать в 1883 году и за малый срок разрослась, став поставлять печатные иконы не только на Российский рынок, но и за рубеж, например, на Афон, в Палестину (такие образа становились евлогиями – их приобретали в качестве религиозных сувениров россияне, так что в конечном итоге практически все вывезенные из России печатные иконы возвращались обратно).

Эта икона была массовой и она распространилась повсеместно, это обстоятельство важно учитывать при понимании того, почему иконописцы в разных регионах могли иметь возможность копировать один и тот же образец.

Интересно, что образцы для хромолитографических икон рисовали профессиональные художники, яркая и нарядная печатная икона быстро находила своего покупателя, ведь Фесенко создал богатый ассортимент таких образов, стоивших сущие копейки, что выгодно отличало его товар от довольно дорогой живописной иконы, терявшей свои позиции из-за дороговизны и постоянно ухудшавшегося качества.

Даже сравнивая безупречный рисунок на печатных фабричных образках из Одессы и некоторые живописные работы, легко подметить, сколь малым талантом и тщанием обладали иконописцы позднего времени, не умея приблизиться к профессионально исполненному образцу.

В ходе моего частного исследования я выяснил, что в ассортиментном ряду Одесской фабрики Фесенко были два варианта изображения святителя Николая Чудотворца, отличавшиеся, по сути, только тем, что в одном случае это был «зимний» образ, а в другом – «вешний»:

Старинные печатные иконы фабрики Фесенко в Одессе.

Обратите внимание на те самые подробности в рисунке, которые можно увидеть в живописных иконах, приведенных выше – здесь все совпадает.

Вот, например, старинная икона из Борисовки, представленная в ассортиментном ряду Антикварного салона «Купи Старину!». Рисунок упрощен, детали опущены, но в целом следование Фесенковскому образцу, как говорится, налицо!

Старинная икона Никола Зимний из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Но изографы не всегда следовали образцу в деталях, никто не заставлял иконописца заниматься бездумным копированием, поэтому некоторые старинные иконы, хоть и следуют во многих деталях за Фесенковским рисунком, демонстрируют и свое собственное видение образа. В качестве примера можно привести вот такую икону святителя, где неподготовленный зритель найдет при беглом взгляде мало схожего с бумажной печатной продукцией из Одессы:

Старинная икона Никола Зимний из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

А здесь первоначальный источник угадывается легче, хотя он несколько переиначен и художник не желает загонять себя в рамки чужой работы:

Старинная икона Никола Зимний из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Те же мотивы в рисунке и цвете можно пронаблюдать и в другой работе позднего рубежного периода – иконе Никола Вешний, выставленной на электронной витрине Салона антиквариата «Офеня»:

Старинная икона Никола Зимний из ассортимента Антикварного салона «Офеня».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Обращает на себя внимание тот факт, что все обнаруженные мной, иконы, имеющие сходство с иконами Одесской фабрики Фесенко, выполнены в технике масляной живописи, в то время как темперная икона продолжала, в целом, двигаться в традиционном направлении и ориентировалась на сдержанные древние образцы:

Старинная икона Никола Зимний из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Такие старые иконописные центры, как Мстера, Холуй, Палех, не стремились к копированию чего либо, обладая достаточным собственным опытом, сформировавшейся иконографической фабулой и ориентировались на свои вековые изобразительные традиции.

Тем не менее, следует отметить, что печатная икона со своей «идеальной» художественной формулировкой святых образов и тотальным территориальным охватом, существенно повлияла на работы многих иконописцев позднего времени, становясь для них образцом для копирования.

Это относится не только к иконам фабрики Фесенко, но и, например, к «жестяным иконам» московской фабрики Жако и Бонакера, располагавшейся в Измайлово.

Известно, что предприимчивые французы приглашали для создания образцов своей печатной продукции лучших иконописцев Мстеры и Палеха, яркие и красочные «жестянки» завоевывали рынок не только своей дешевизной, но и действительной красотой рисунка, его тщательной проработкой.

Не мудрено поэтому, что провинциальные (да и столичные) мастера затем использовали эти иконы для создания своих живописных творений, не исключаю также и версии, согласно которой инициатором писания икон «под Фесенко» или «под Жако» были не только изографы, но и заказчики, желавшие иметь в доме «настоящие» иконы, повторяющие запоминающийся и выразительный рисунок дешевых фабричных образов.

Фабричная икона не застаивалась на месте, она чутко следовала вкусам публики, фабриканты активно изучали рынок, прислушивались к желанию покупателя, а потому, например, в ассортименте той же жестяной хромолитографии появлялись иконы, выполненные в современном стиле, как, например, вот эти образы, скопированные с работ Васнецова, работавшего в модном стиле модерн, или, как его еще называют, в неорусском стиле:

Старинная икона святой князь Владимир из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Старинная икона святая княгиня Ольга из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Тем не менее, копирование печатных икон не становилось явлением массового свойства, как я уже сказал, примеров того, что крупные иконописные центры ставили изготовление таких копий на поток, у меня нет. Часто обнаруживаемые образцы свидетельствуют о том, что изографы копировали эти иконы, но занимались этим от случая к случаю, просто большое количество самих иконописцев делает такие узнаваемые произведения заметными в массе других старинных икон.

В завершение этого небольшого исследования приведу еще пару примеров заимствования изображения живописцами, использовавшими в работе бумажные хромолитографии фабрики Фесенко.

В первом случае это образ святого преподобного Никиты Столпника. Живописные изображения этого чтимого подвижника, прославившегося богоугодными делами и сподобившегося дара прозорливости и чудотворения, встречаются крайне редко, поэтому особенно любопытно сравнить эту позднюю живописную икону (по всей видимости, написанную в окрестностях Никитского монастыря в Переславле Залесском) с бумажным образцом, которому автор памятника следует практически в деталях. Отличительной особенностью живописного образа являются глаза святого, которые оказываются устремленными в сторону, в то время как на первоисточнике святой смотрит непосредственно на зрителя, стоящего перед иконой:

Старинная печатная икона фабрики Фесенко святой Никита Столпник чудотворец из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Старинная живописная икона святой преподобный Никита Столпник.

Москва, частное собрание.

Живописная икона святая мученица Параскева Пятница – прекрасный пример того, с каким тщанием и вдохновением копирует бумажный вариант иконы изограф XIX столетия, привнося в свою работу архаику и дух более раннего времени. Кажется даже, что икона создавалась на рубеже XVIII-XIX веков, а ведь фесенковская хромолитография с этим образом могла появиться лишь в последней четверти XIX столетия! Хотя, как знать – может быть, фабриканты не только «изобретали» новые изводы икон, и не только копировали популярные работы современников, но и брали за образцы древние произведения, что и произошло в данном конкретном случае.

Старинная живописная икона святая Параскева Пятница (Артикул AR 8317-1) из ассортимента Антикварного салона «Купи Старину!».

Эту икону Вы можете рассмотреть в подробностях и купить ТУТ.

Наверняка, анализируя более подробно живописный пласт уцелевшей до нашего времени, поздней иконописи, можно будет найти еще достаточно много заимствований. Я задаюсь и другим вопросом – а хорошо ли то, что изографы следовали в своей работе за печатной иконой, ведь к ней тогда и даже сегодня сохраняется порой прохладное, пренебрежительное отношение. Печатная икона стала и причиной кризиса в кустарном живописном промысле, по сути – причиной гибели живописной иконы задолго до революционных событий, которые традиционно принято считать конечной точкой в истории русского иконописания.

На мой взгляд – хорошо. Все таки печатная икона, сделанная хорошими мастерами, являла собой достойный образец для копирования (кстати, одобренный Церковными цензорами, о чем обязательно ставилась отметка на каждом экземпляре, будь то бумажная продукция, или оттиск на металле), она создавала особый тренд, формировала вкус, что происходило именно благодаря таланту иконописцев, писавших для нее образцы. Печатная икона , благодаря своей всесторонней привлекательности быстро завоевывала свой рынок, несмотря на ту «анафему», которой ее пытались предать церковные и светские власти.

Если посмотреть на поздние, рубежные живописные иконы «базарного» типа – те же фольгушки-подокладницы, скорописные «простушки», возникает четкое понимание того, почему даже самый непритязательный покупатель икон из российской глубинки отдавал предпочтение красивой и яркой, «богато» выглядящей печатной продукции. Не зря специалисты частенько говорят о вырождении иконописи позднего времени, зацикленной на удешевлении продукции и на увеличении тиражей: все это убивало привлекательность «настоящих» икон, отталкивало от них приобретателя.

Феномен дешевой печатной иконы заключается еще и в том, что несмотря на свою изначальную массовость, на большую территориальную распространенность, она сохранилась до нашего времени в минимальных количествах, да и то, по большей части, в плачевном виде – краски выцвели, пообтерлись, потеряли свой первоначальный блеск, лоск и яркость.

Наверное, поговорка «что легко досталось – с тем легко и расстался» сработала и в отношении дешевых фабричных образов, к которым складывалось особое «простецкое» отношение во время их бытования. Да и думали ли сами изготовители этих дешевых религиозных предметов личного благочестия о том, что их «произведения» проживут более века, да еще и могут стать объектом для изучения, коллекционирования?

Живописная же икона наоборот, сохранилась в лучшем виде и благодаря точным копиям печатной продукции позволяет нам увидеть эти образцы в ярких, не тускнеющих от времени, красках.

Параллельное изучение пластов живописной иконы и печатной продукции рубежа XIX-XX веков дает возможность уловить и выявить те рисованные памятники и те образцы, с которых они писались. И конечно, будущее время позволит и мне увидеть в массе писаной иконы позднего времени те произведения, которые в том или ином проценте сходства повторяют фабричную икону, а значит, это краткое исследование можно будет дополнить новыми и новыми примерами.

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру