+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р

Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.

Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
Артикул: OFD0005
Размер: 17.5 х 22.9 х 0.9 см.
Датировка: XIX век.
Регион: Центр империи..

Купить икону в Москве Вы всегда сможете у нас, а мы бережно доставим образ курьером или почтой!

Оригинальное видео

Цена: 5900 р

Купить икону Есть в наличии
Поделиться:
  • Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
  • Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
  • Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
  • Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
  • Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.
  • Купить икону: икона на щепе Воскресение Христово Сошествие Во ад с Двунадесятыми Праздниками. Россия, Центральный регион империи, XIX век.

Деревянная сосновая дощечка (щепа), прочная, без следов от жучка. Оборотная сторона доски не обработана. Доска имеет значительный вертикальный изгиб. По краям иконы имеются отверстия от гвоздей, крепивших икону к заднику застекленного ящика – киота.

Левкас, темпера, олифа.

Живописный слой иконы сохранился прекрасно, оклад утрачен. В нижней части иконы имеется след от свечного пламени, означающий, что иконой пользовались и после того, как она утратила киот и фольговый оклад.

Икона не подвергалась реставрационным вмешательствам и поновлениям.

Отличный образчик подокладной щепной иконы, достойный личного собрания старинных щепных икон!

Размер: 17.5 х 22.9 х 0.9 см.

Икона видео:

Щепная икона – редкое явление в русской православной традиции, ведь явление это вряд ли просуществовало более трех десятков лет, но успело оставить значительный след в истории русской иконописи!

Старинная подокладная икона Воскресение Христово с Двунадесятыми Праздниками на щепе – редкое исполнение и отличная сохранность, привлекательная цена!

Щепная икона… Пожалуй, это одно из тех направлений в иконописи дореволюционной России, которое только подлежит пристальному изучению со стороны исследователей религиозного искусства, а вот серьезные коллекционеры уже давно начали собирать такие иконы, прекрасно понимая, что со временем любая коллекция щепных икон будет цениться особенно высоко!

Щепная икона появилась совсем не случайно, а под влиянием комплекса факторов, но сразу хочется сказать, что появление ее стало вынужденным, не от хорошей жизни, так сказать.

В конце XIX века обострилась до крайности конкуренция между иконописными центрами, где икону изготавливали традиционным образом и фабриками, на которых освоили способ производства дешевых печатных икон.

Фабричное производство икон стало отправной точкой в гибели русской иконописи и сегодня можно говорить о том, что не революционные вихри 1917 года оказали губительное воздействие на исконно русский живописный промысел, а именно фабрики, так что к 1914 году, по сути, с иконописью было уже покончено и многие иконописные центры утратили большую часть своих мастеров.

Печатная икона, не признаваемая Церковью, однако, смогла завоевать своего покупателя, ведь такие иконы были яркими, красивыми, их предлагали в исчерпывающем ассортименте иконографических образов и размеров, да еще и по очень доступной цене.

Иконописцы приняли вызов и поначалу просто пытались вырабатывать большее количество икон, дабы компенсировать снижение цен на них в ходе конкурентной борьбы, но очень быстро стало ясно, что одного удешевления продукции недостаточно. Требовалось коренным образом пересматривать не только технологию живописного процесса, но и изменить подход к изготовлению основы для иконы – деревянной доски.

Представленная щепная старинная икона является классическим примером такой переработки подходов к иконному производству.

Дорогая деревянная доска была заменена на дешевую и простую в изготовлении, щепу. Слава Богу, щепой Россия была богата и производство ее не составляло особой сложности, щепой раньше крыши покрывали, так что перенаправить поток щепы в иконописное русло было несложно.

Дощечка тщательно обрабатывалась и выглаживалась только с одной стороны (поэтому беря такую икону в руки всегда есть шанс получить в палец занозу), лицевая сторона покрывалась тонким слоем мелового левкаса.

Так на подготовительном этапе иконописная мастерская сводила к минимуму свои затраты – и финансовые и трудовые и временные.

Дальше по специальному трафарету на тонкую щепку наносилась графья: тонкой иглой в слое левкаса процарапывались контуры будущего рисунка. Хитрость же была в том, что иконописцу по этой графье предстояло прописать… только лики и руки святых, а одежды и фон должен был скрыть фольговый оклад, который изготавливался машинным способом, или частично дорабатывался вручную.

Таким образом, и на этапе производства живописных работ также получалось существенно сэкономить и увеличить количество производимых икон. Доход с одной иконы постоянно уменьшался, иконописец компенсировал это падение увеличением количества выпускаемых образов, но даже это не позволяло ему поднимать общий доход с продажи, он хотел лишь одного – хотя бы сохранить прибыль на прежнем уровне.

Написанную подокладную икону накрывали фольговым дешевым окладом и обрамляли в застекленный киот. Такая икона выглядела очень нарядно и привлекательно, покупатель часто и не задумывался над тем, что же скрывается под окладом.

В конечном итоге произошло то, что должно было произойти: новые фабрики по производству щепной иконы выдавили с рынка живописцев, век живописной иконы в России подходил к концу, и щепная икона пала в этой борьбе первой, ведь те иконописные центры, которые ориентировались на богатого заказчика, просуществовали в вялотекущем состоянии еще несколько лет, они были и после революции, но ни о каких больших тиражах речь уже не шла.

Представленная икона – классический пример подокладной поточной щепной иконы, созданной в самый разгар непримиримой конкурентной борьбы.

И вот что тут главное: пусть живопись на иконе далека от совершенства и она подокладная, пусть дощечка тонка и выгнулась от времени, все равно это уникальный памятник истории России и памятник искусства, причем искусства высшего, религиозного. И именно такие иконы будут в недалеком будущем входить в значительные личные и музейные коллекции, ведь если вещь уникальна, то она уже только поэтому заслуживает особого к ней отношения.

Миниатюрные лики на иконе выполнены мастером с душой: прописан каждый волосок, все лица разные и имеют свое собственное выражение.

Обратите внимание на тончайшие «волосковые» пальчики, на такую же тонкую пропись бровей, глаз, губ: сколько концентрации, сколько усердия надо было мастеру, чтобы безошибочно рисовать множество ликов и рук на этой иконе!

Уж коли мы заговорили про лики, то давайте сочтем, сколько их на старинном щепном образе? У нас получилось… 44 лика!

Вроде бы щепная икона – это поточная икона, так почему же сегодня мы уверенно говорим о том, что щепная икона редка? Секрет редкости прост. Вспомним поговорку «что легко досталось, с тем легко и расстался», которая отлично подходит к щепной иконе.

Дешевые иконы и уход получали соответствующий, а в случае порчи иконы ее просто меняли на новую. Так иконы исчезали, уходили в небытие. Те же иконы, которые уцелели, пропали чуть позже. Трагизм ситуации крылся в их хрупкой сущности, ведь когда киот по разным причинам приходил в негодность, его хозяин пытался вытащить икону, оторвать ее от фанерного или дощатого задника киота. В этот момент высохшая тоненькая дощечка лопалась пополам, и икона опять пропадала для нас, для будущих поколений.

Редкие экземпляры дошли до наших дней, и, безусловно, представляют особый интерес как для людей верующих, так и для исследователей, увлеченных собирателей старины.

Вот мы и рассказали Вам о судьбе щепной иконы. Одна из таких икон перед Вами и она ждет своего будущего Хранителя, Владельца. Кто им станет? Возможно, Вы, а может быть, и кто-то другой, тот, кто быстрее других осознает важность собирания и сохранения таких, пока еще недорогих, но уникальных народных шедевров!

Карусель

  • Купить икону: икона Пресвятой Богородицы Утоли Моя Печали с приписным святыми Анастасией и Евдокией. Россия, Центр империи, XIX век.

    Купить икону: икона Пресвятой Богородицы Утоли Моя Печали с приписным святыми Анастасией и Евдокией. Россия, Центр империи, XIX век.

    33200 Р Купить икону
  • Икона В Родах Помощница Пресвятой Богородицы, икона для беременных, дореволюционная икона. Россия, Санкт-Петербург, XIX век.

    Икона В Родах Помощница Пресвятой Богородицы, икона для беременных, дореволюционная икона. Россия, Санкт-Петербург, XIX век.

    89600 Р Купить икону
  • Икона в дом и икона в подарок: святитель Николай Чудотворец, подокладная икона. Россия, Центральный регион империи, XIX век.

    Икона в дом и икона в подарок: святитель Николай Чудотворец, подокладная икона. Россия, Центральный регион империи, XIX век.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Успение Пресвятой Богородицы, икона модерн, икона аналой, икона для коллекции. Россия, Центр империи, XIX век.

    Старинная икона Успение Пресвятой Богородицы, икона модерн, икона аналой, икона для коллекции. Россия, Центр империи, XIX век.

    0 Р Купить икону
  • Магазин икон - Икона трерядница Избранные святые, старообрядческая икона, коллекционная икона. Россия, Поволжье, XIX век.

    Магазин икон - Икона трерядница Избранные святые, старообрядческая икона, коллекционная икона. Россия, Поволжье, XIX век.

    104500 Р Купить икону
  • Старинная щепная икона Спас Державный (Спас Вседержитель). Россия, Владимирские села, XIX век.

    Старинная щепная икона Спас Державный (Спас Вседержитель). Россия, Владимирские села, XIX век.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру