+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Купить старинную икону – почувствуй образ, вглядываясь в лики святых.

Купить старинную икону – почувствуй образ, вглядываясь в лики святых.

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

20.03.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Когда мы бываем в храмах и монастырях, когда мы подходим к древним и современным церковным иконам – о чем думаем мы, какие мысли приходят в наши головы в этот момент?

Рассуждая на эту тему, я прихожу к выводу, что порой в эти короткие мгновения общения с храмовыми иконами я и не пытаюсь увидеть икону, рассмотреть ее, почувствовать образ, как произведение религиозного искусства, увидеть в живописной работе замысел и чувства иконописца, а ведь каждая икона, особенно старинная, это целая история, это сгусток чувств автора, ее создавшего более ста лет назад!

Почувствовать икону – что это такое? И почему ее непременно надо чувствовать, ведь в принципе, икона есть лишь изображение святого, которое помогает нам «соединиться» по невидимому «проводу» с Небом посредством нашего молитвенного обращения?!

На самом деле, процесс понимания иконы и ее глубинного душевного восприятия не только как «Окна в Горний Мир», но как обособленного, уникального предмета, был для меня, например, достаточно долгим и стал настоящим откровением, поскольку только тогда я смог осознать всю многогранность самого понятия, явления.

Приходя в храм лет двадцать пять назад, я мог лишь ориентироваться на известные мне названия икон, на те образы святых, которые были на них представлены.

В незнакомом храме можно было, скажем, спросить у местной бабульки: «а где тут икона Николая Чудотворца» и она проворно поворачивалась корпусом, указывая суховатым морщинистым пальцем в нужном направлении, или даже самолично провожала меня к образу, а я, обнаружив икону, прикладывался к ней и совершив краткую молитву, шел дальше, не особо ее рассматривая, не всматриваясь в живописное ее начало.

Мое храмовое тогдашнее общение с иконами вообще не подразумевало глубину, да и сейчас, если честно, с иконами в церквях сложно «слиться» глобально, ведь не я один нахожусь в храме и к чтимым образам частенько выстраивается очередь, не подразумевающая продолжительного личного общения.

Но ныне, благодаря своим знаниям, я по-другому смотрю на иконы, ведь кроме их смысловой подоплеки – тех живописно изображенных образов святых, что на них имеются, передо мной открылась и еще одна важнейшая дверь – я научился «читать» образы, различать иконы по их временным признакам, я определяю, в большинстве случаев, и место их изготовления, стилистику письма и, что особенно для меня важно, его качество, или, говоря языком ценителя древнерусской живописи, его профессиональный уровень.

Не секрет, что сегодня в храмах зачастую наравне с иконами прошлых столетий размещаются современные иконы (тотальный дефицит старых икон наблюдается в новых церквях и в тех, что отреставрированы после векового забвения), а дореволюционные образа несут на себе тот или иной процент реставрационных вмешательств, и эти признаки я также вижу.

Мое сегодняшнее знание нельзя назвать исчерпывающим - да, я многое узнал за годы самообучения и я продолжаю постоянно совершенствовать свои навыки, но в жизни я столкнулся с тем, что «абсолютных знатоков» русской иконы просто не существует в природе!

Пару лет назад я посещал цикл лекций, посвященных древней иконописи в одном из центральных музеев Москвы. Лектор, человек больших знаний и практического опыта с увлечением вел свое повествование, он рассказывал про средневековую икону столь подробно и много, что пространный экскурс пришлось завершить уже «по просьбам» слушателей, ведь он более чем на час «выехал» из отведенного, для него, лекционного времени.

После окончания мероприятия я подошел к дипломированному лектору, имеющему множество научных публикаций и вообще, человеку известному, с двумя простыми вопросами – я хотел, чтобы он помог мне датировать две иконы, правда, не средневекового, а более позднего времени. И каково же было мое удивление, когда на казалось бы, примитивные вопросы, этот уважаемый мною, специалист, не смог дать даже приблизительного ответа!

Да, икона столь многообразна и так загадочна, что охватить все наследие в своих знаниях, не дано, наверное, ни одному исследователю, пусть даже самому башковитому и увлеченному.

Но то, хотя бы минимальное знание, которое дает нам, при нашем искреннем желании, процесс самообучения или обучения, будет весьма полезен даже в «бытовом» соприкосновении человека и святого образа – хотя бы тогда, когда мы приходим в храм, или имеем уникальную возможность держать в руках свою личную, старинную домашнюю икону, доставшуюся по наследству или приобретенную для Красного угла!

Старинные иконы писались разными людьми. Все они разные. И конечно, не все определяется в живописных произведениях прошлого уровнем мастерства старинного изографа, нельзя никогда пытаться разделить иконы на «плохие» и «хорошие» по качеству, уровню письма, это в корне неверный, даже вредный посыл.

Вспомним многовековую историю русской иконописи и традицию почитания икон, ведь даже на самые простые поздние образа, зачастую пренебрежительно именуемые сегодняшними ценителями, как «ярмарочные иконы», «простушки», «примитивы» годами, десятилетиями молились люди! Их искренне любили, чтили, и святые, изображенные на старых покоробившихся досках, отвечали на искреннюю веру и любовь взаимностью, давая верующим вспоможение, утешение, исцеление или ответы на самые разнообразные жизненные вопросы!

На мой взгляд, разнообразие икон, их многоцветье, их направленность на различные культурные и социальные слои верующих есть процесс абсолютно гармоничный, ведь, по моему опыту, любой живописный образ, будь то высочайшего уровня Палехский памятник, или скромная «краснушка» из Обонежья, всегда находили своего хозяина, свою семью, где к иконе начинали относиться самым добрым и бережным образом, благоговейно храня ее и передавая по наследству подрастающему поколению!..

Этот феномен разнообразия и совершенно непредсказуемого воздействия на конкретного человека конкретной иконы я лично объяснить не могу. Можно сказать, конечно, что-то «штампованное» типа – «это дело вкуса», или – «кому что нравится», но здесь дело опять таится в деталях, в тех движениях невидимого эфира души, который ни пощупать, ни измерить, ни загнать в рамки единых стандартов никогда не удастся.

Я много раз держал в руках поздние иконы-подокладницы, написанные в «три краски» на тоненькой еловой щепе – такие образа писались массово в крупных иконописных центрах, в том же Холуе Владимирской губернии, например, и представляют собой предел всяческого упрощения в технологии производства живописной иконы. Рисунок тут под стать всему – я называю подобные работы «искусственным примитивом», и я знаю, что опытный собиратель почти всегда будет «воротить нос» при виде такого произведения, считая его абсолютно не ценным и неинтересным со всех возможных точек зрения.

Иконки эти безыскусны, излишне примитивны, но простите – их очень даже охотно раскупали люди в далеком девятнадцатом столетии и потом молились на них долгие годы, десятилетия! Тот покупатель, наверное, тоже был непритязателен и прост в своих эстетических потребностях, его все устраивало. А значит, абсолютно любая старая дореволюционная икона находила своего благодарного зрителя, покупателя, владельца!

В нынешнем уже редеющем потоке антикварных икон позднего времени в большинстве своем как раз и присутствуют образы незатейливого письма, кустарная продукция времен заката русской иконописи, но и здесь, поверьте, есть и откровенные шедевры, демонстрирующие желание их создателей сделать по-настоящему заметные произведения.

Великолепны памятники Палеха, Мстеры, Урала, они всегда ценились и будут цениться знатоками русской иконописи, но не менее интересны и самобытные Северные Письма, которые, увы, встречаются сегодня все реже и реже.

Иконы разного уровня живописи воздействуют на конкретного зрителя по-разному. Приведу такой пример. Однажды я посещал музей, где были собраны многочисленные храмовые иконы древнего письма – образы XV, XVI века, и я долго ходил по залам, от одной огромной доски к другой, силясь заставить себя почувствовать эти произведения, и… так и не смог этого сделать!

Я не знаю, что произошло, но меня в тот момент эта живопись, пусть и архаичная, древняя, так сказать, «эталонная», абсолютно не взволновала, не заставила проникнуться чем-то особенным…

Много раз я потом испытывал подобное ощущение при зрительном контакте с разными иконами, пока, наконец, не понял чисто свою особенность, согласно которой икона либо нравится, либо не трогает, и с тем и с другим, как выяснилось, ничего не возможно поделать, нет сил у меня заставить себя «влюбить» во что-то, а уж если икона с первого взгляда тебя «заводит», то чувство это со временем только усиливается.

Я пишу эту статью для тех людей, кто хочет, с одной стороны, просто узнать что-то новое об иконах, об эмоциональных взаимоотношениях между человеком и иконой, а с другой для тех, кто планирует в ближайшем будущем покупку старинных икон.

Почему «чувство иконы» так важно для приобретателя? На мой взгляд, это вообще, самое важное, чем должен обладать покупатель антикварных икон!

В своей повседневной жизни мы постоянно совершаем покупки – ходим в магазины за продуктами, выбираем себе новые телефон, холодильник, машину… При выборе простых вещей мы порой, ни о чем не задумываемся, при покупке сложных предметов в ход идут практические соображения, но часто ли мы думаем о душе, когда платим в кассу деньги за новую кофеварку, фен, или телевизор? Наверное, практически никогда!

Критерий выбора старинной иконы совершенно иной. Он – сердечный, душевный. Покупка дореволюционной иконы - это наша проверка на готовность к восприятию красоты и к вхождению в сферу духовности. Умение осязать прекрасное, сопереживать, открывать душу, видеть необычное, доброе – вот что очень нужно в минуты, когда вы стоите перед прилавком в антикварном салоне, или рассматриваете продающиеся иконы на соответствующих сайтах в интернете.

Для выбора иконы не нужно смотреть на ценник, как на основополагающий фактор. Не важно – купите вы икону, или нет, просто постарайтесь найти среди образов тот или даже несколько тех образов, которые вам просто нравятся!

Конечно, большой ценник может порой расстроить и не дать стать владельцем той, или иной иконы, но мой совет будет простым – не стоит покупать иконы, которые подходят вам по стоимости, но совершенно не нравятся, не волнуют душу, как правило, с ними невозможно будет в будущем наладить молитвенный контакт, сосредоточиться на молитве. Ищите свои иконы, смотрите на них, рассматривайте в подробностях, не жалейте на это времени и сил, ведь не даром у многих подвижников русских, прославившихся своими богоугодными делами в своей жизни и в веках, в келье имелась всего одна иконка, но какой силой она для них обладала, давая энергию для совершения духовных и телесных подвигов тем, кто перед ней молился!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру