+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р

Зачем иконе оклад?

30 Сентября 2014

Деревянные старинные иконы часто облачали в оклад, и делалось это совсем не просто так!

История не даёт точного ответа на вопрос, когда и где это случилось впервые, но явно можно предположить, что корни этого явления уходят далеко в древность. Так давайте же попробуем разобраться, для чего это делалось?

Оклады на древних иконах.

Как было сказано ранее, установить точную дату начало этого явления как такового невозможно, однако если брать для примера русские православные иконы, то первые из них появились в окладах (ризах) в XII веке, тогда же оклад обрел свои самостоятельные черты, каноны, правила и стал считаться отдельным видом прикладного искусства.

Изначально ранние оклады целиком закрывали фон иконы, оставляя при этом целиком видимый образ Святого, позднее оклады стали оставлять для обозрения лишь лики и руки Святых, собственно в таком виде оклады и дошли до наших дней.

XIV век обусловлен появлением самого простого типа оклада – басменного. Прост он был по причине производства его по подготовленной заранее рельефной матрице, на которую в последствие накладывался тонкий листовой металл, и наносился орнамент с рисунком путём прокатывания. Басменный оклад использовали при создании партий недорогих и одинаковых икон, предназначенных для широких слоёв населения России.

Смысл Божественный и житейский.

Создавался оклад для иконы совсем не случайно. Весь сияющий и переливающийся, мерцающий в свете горящих свеч, богато украшенный оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света символизирует различные растительные орнаменты. Благодаря окладу образ изображенных на иконе Святых воспринимается совершенно иначе. Если, к примеру, представить Образ, обрамленный золоченным окладом, с вкраплениями драгоценных камней, то сразу можно понять, что икона без такого оклада становится менее объемной и даже выглядит простой”.

Также оклад играет очень большую роль в житейском смысле. В частности, только благодаря окладам до наших дней дошли многие древнейшие иконы, имевшие риск быть буквально стёртыми частыми прикосновениями рук молящихся. Кроме того, оклад служил чем-то вроде чехла, сохранявшем живопись от механических и коррозийных повреждений в идеальном состоянии.

Дешевле или дороже?

Появление оклада повлекло за собой изменения в технологии написании самой иконы. Теперь, когда почти вся поверхность иконы, за исключением ликов была скрыта от молящегося, мастеру не было необходимости прописывать в мелких подробностях одежду Святого и фон, концентрируясь лишь на видимых деталях. Иконы такого типа именуют “подокладными”. Но далеко не у всех мастеров было такое отношение к иконам, так как бережное отношение к Образу было хорошим тоном, и ответственные мастера всегда старались полностью написать свою икону, даже заранее зная, что она делается под оклад.

Поскольку оклады изготавливались по разным технологиям и из разных материалов, их стоимость могла меняться как в меньшую, так и в большую сторону. Естественно, серебряная или золоченая риза, сделанная индивидуально, отчеканенная и украшенная резьбой вручную, существенно увеличивала стоимость иконы. В то время как подокладная икона с басменным окладом из жести удешевляла итоговый продукт, лишь делая его более приглядным для покупателя.

Вариации иконных окладов.

В середине XIX века, то есть к расцвету изготовления иконных окладов, существовало множество вариантов для изготовления риз. Они могли быть золотыми, серебряными, медными и латунными, существовали и дешевые оклады из крашеной жести. Особенно впечатляюще смотрелись бисерные и жемчуговые шитые оклады. Дальше ризы чернили, украшали эмалью, резьбой или драгоценными камнями, а с обратной стороны икону оборачивали в бархат красного цвета.

Окладное искусство получило наибольшее развитие именно в русских традициях.

Риза в качестве награды и благодарности.

Изначально старинные деревянные иконы могли не предполагать для себя оклада, но оклад для них мог быть выполнен уже потом, как бы в награду за те чудеса, которые они совершала. Далее оклад снова и снова украшали, добавляли драгоценных камней, золотили, делали благодарные Вклады, подвешивая к окладу драгоценные украшения, вотивные подвески.

Седьмым Вселенским Собором были отождествлены металл и дерево, как материалы, пригодные для изготовления/украшения икон, таким образом, производство икон в окладах было одобрено.

Возникновение драгоценного убора на иконах можно связать с давними языческими корнями, но эта традиция теперь является одухотворением художественного осмысления.

XIX век – расцвет окладов.

С развитием технологий начали применяться более быстрые способы производства, такие как штамповка и вальцовка, что отрицательно сказалось на внешнем виде икон, они стали однотипными.

Такие ризы печатались из тонких серебряных или латунных листов и были поставлены на “поток”, сами иконы были быстро и приблизительно прописаны для экономии времени. Такие иконы в наши дни не ценятся старыми и серьезными антикварами, так как, по их мнению, не представляют большой коллекционной ценности, однако ценятся верующими за хорошую сохранность и нарядность. Хотя количество окладных икон возросло в разы, их качество неуклонно падало, в пользу большого спроса.

Компоненты оклада иконы.

Оклад старинной иконы мог целиком состоять из одной части, в таком случае он назывался полным. Соответственно, если он состоял из нескольких частей, или что-то крепилось к нему дополнительно, то он назывался наборным.

В раннем периоде оклад крепили к лицевой стороне иконы при помощи маленьких гвоздей, но позднее этот способ был отвергнут, так как гвозди портили сам красочный слой иконы. Оклады обзавелись специальными бортиками, уходящими за торцы доски, через которые и стали забивать крепежные гвозди, которые часто делали из серебра и меди, как и сам оклад.

Покупать старинную деревянную икону в окладе или без – дело абсолютно индивидуальное.

Иногда вы можете заметить, что икона, продающаяся без оклада, имеет на себе его следы. Священный Образ никак не страдает от отсутствия ризы, но наличие гвоздей или отверстий от них может рассказать о прошлом данной старинной иконы.

Любое копирование материалов запрещено!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру