Облако тегов
Облако тегов
Купить икону высокого стиля или ограничиться народными письмами?
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня».
Любое копирование материалов запрещено!
05.03.2018 г.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
В своем желании купить старинную икону человек частенько оказывается один на один с большим списком вопросов, на которые необходимо ответить до того, как совершишь покупку, а лучше даже еще раньше – на этапе подготовки к поиску конкретного антикварного предмета, чтобы и упростить себе задачу выбора и обозначить точный вектор движения!..
Для покупателя старинных икон стратегически важно хоть немного разобраться в предстоящем процессе, особенно – когда опыта подобных покупок еще не было, но желание купить именно старинную, а не современную икону остается устойчивым.
Уже малого опыта знакомства с миром антиквариата, с тем его обширным пластом, в котором находятся живописные дореволюционные русские иконы бывает достаточно для быстрых выводов о том, что «все иконы разные» и что «все они по-разному ценятся».
Выводы эти, пусть и новичковые, простые, сами собой напрашивающиеся, но очень важные, ведь дальнейшее углубление в их проблематику позволяет с большей точностью определиться для самого себя в русле дальнейшего движения в приобретательстве и «прицеливания» к конкретным предметам. Они же позволят вам не совершать необдуманных покупок, о которых придется сожалеть, но сделают из вас человека, который, пусть и не полностью, но ясно понимает процесс ценообразования на рынке религиозного антиквариата.
Давайте же попробуем хотя бы немножко погрузиться в бурные воды рынка старины, чтобы понять, как тут все устроено, и что же предпочтительно выбрать и купить из старинных икон.
Конечно, этот материал не охватывает весь спектр задач (на понимание которых могут уйти годы), но дает небольшое представление о том, «что делать» и «как быть», если вы являетесь новичком и хотите купить, возможно, свою первую старинную икону.
Существует несколько устойчивых тенденций и тактик среди покупателей, которые приобретают образы святых, созданных в имперской России.
Многие люди не стремятся становиться собирателями, желая купить для себя, для своего дома всего одну или пару намоленных столетиями, икон. Обладая конкретной суммой денег, они движутся в своем выборе, опираясь, прежде всего, на нее – икона, по их мнению, должна стоить в пределах установленного финансового лимита.
Такой подход вполне оправдан, если вы не предполагаете в дальнейшем совершать продажи этих икон и они рассматриваются вами, исключительно как объекты для молитвенного обращения. Именно в таком случае, когда икона не является очевидной инвестицией средств, можно ориентироваться на недорогие иконы, образы простого, как говорится, «народного письма».
В русле этой тенденции необходимо понять, что иконы условно делятся на различные группы, в каждой из которых за одинаковый, по сюжету и размеру, предмет, потребуют разные суммы ваших денег.
Не секрет, что и в дореволюционной имперской России иконы ценились по-разному. Были, что называется, иконы «высокого стиля», дорогие живописные работы, создаваемые в известных иконописных центрах, мастерских, иконы, написанные прославленными мастерами, а были и «иконы-простушки», массово поступающие на рынок в том же девятнадцатом веке из крупных кустарных центров.
Если иконы из первой группы могли себе позволить лишь зажиточные люди, то «рыночная» икона охотно покупалась простыми людьми, ведь она была доступна по цене.
Абсолютно понятно, что между этим «верхом» и «низовой» иконой простирался необъятный пласт разноуровневой иконы с обширным разбросом цен в ту или иную сторону.
В иконе, рассматриваемой сегодня как произведение искусства, как предмет, представляющий коллекционную и всякую другую ценность, все важно, это надо четко понимать, и лишь профессионал может, опираясь на свой опыт и знание текущего состояния рынка достаточно быстро и точно оценить конкретный предмет, поэтому не удивительно, что новичок, увидев ценник на ту, или же другую старинную икону, часто остается в недоумении – «почему эта икона стоит так дорого»?..
Не только уровень живописи, но и ее сохранность, наличие оклада, качество иконной доски, ее размер и многие другие параметры всегда будут учтены продавцами антиквариата при формировании цены. Антиквары являются опытными знатоками икон, улавливают любые нюансы, могущие повлиять на стоимость и отлично ориентируются в рынке, так что случайных цен на рынке антиквариата практически не бывает.
Но давайте откинем все прочие критерии и остановимся лишь на живописи, давайте, хотя бы в рамках этой статьи, будем считать, что все остальные критерии при вашем выборе предметов окажутся равными.
На чем остановиться, что купить?
Выбор остается за вами, но надо просто понять, для чего вы покупаете икону. Если, как уже замечено, для себя, для молитвы, можно и поэкономить, выбирая недорогую старинную икону простого поточного письма.
А вот если вы собираетесь стать коллекционером старины, если вам изначально важна ценность предмета, как произведения религиозной живописи, следует, наверное, уже рассматривать приобретаемый образ в качестве пусть и долгосрочных, но инвестиций.
Жизнь подчас подносит неприятные сюрпризы, и от сумы зарекаться не стоит, так что же окажет вам услугу, если настанет, не приведи, Господи, час, когда придется продать что-то из собственного домашнего собрания?
Безусловно, добротная икона (икона «высокого стиля») в этот момент сможет подставить свое плечо под вашу проблему, цена таких икон сегодня велика, но она будет еще больше с годами, так что, вроде бы, вывод очевиден – надо инвестировать в дорогие иконы коллекционного или даже музейного уровня.
Но не все так очевидно! Оказывается, сегодняшние вложения в бюджетную икону, в «простушку» «конвейерного» кустарного письма могут в будущем в процентном отношении принести вам гораздо больше!
«Народная икона» - термин, вроде бы, простой, понятный, но в то же время до конца не сформировавшийся, не имеющий научно закрепленного определения.
В среде продавцов икон он означает икону поточную незатейливого письма, создававшуюся в артелях по всей имперской России и рассчитанную на непритязательного покупателя. Эти иконы сотнями тысяч и даже миллионами делали в Холуе, Мстёре, Борисовке, Гуслицах, пытаясь удовлетворить все растущий, особенно - во второй половине XIX века, спрос людей на живописную икону.
Таких икон все еще много сохранилось и до сего дня, выбор пока есть. При всей своей незатейливости в художественном исполнении, они демонстрируют и доступность, так что человек даже с очень ограниченным бюджетом сможет приобрести себе одну, а то сразу и несколько желанных святых образов!
Но парадокс заключается в том, что старинных икон, всех старинных икон, с годами не становится больше, наоборот, наблюдается явный перекос между тем количеством старины, которая сегодня поступает из регионов, и тем массовым желанием граждан, стремящихся приобщиться к дореволюционным иконам. Желающих купить икону становится все больше, а вот «река» поступлений мелеет и постепенно превращается в «ручей», так что закономерно предположить, что и этот ручей через какое-то время пересохнет.
Сегодняшний исторический период крайне интересен: пока еще происходит первоначальное перераспределение произведений русской иконописи – первые владельцы продают иконописные памятники дилерам, те – вам.
Пару десятилетий назад, наверное, завершился подобный этап в первоначальном перераспределении древних икон – теперь средневековую икону не купишь у бабушки в деревне, все уже осело в руках опытных коллекционеров. Но тогда на «позднятину» - иконы девятнадцатого и даже на образы восемнадцатого века ценители прекрасного смотрели свысока, «кочевряжились», в их глазах имели ценность лишь ранние произведения. Это время безвозвратно ушло и о нем сегодня можно лишь вспоминать, читая рассказы очевидцев.
Теперь, сегодня, настал период окончательного первоначального перераспределения, когда и поздние иконы, причем любые, интересны, ведь, как говорится, «второго завоза» не будет, все, что можно было «выгрести» из бабушкиных избушек и коробов, поступило на рынок или поступит в ближайшие несколько лет. Деревня отдала дилерам, собирателям и ценителям практически все свои богатства.
Второй этап начнется, когда эти, уже купленные новыми владельцами, иконы, начнут поступать на рынок, но в этом случае цена уже будет совершенно другой, более дорогой!
Так было и так будет всегда: дефицит порождает рост цены, эта формула абсолютно верна и для старинных икон.
Конечно, антикварные ценности средних веков никогда не упадут в цене, но сегодня, например, в годину кризиса, они не шибко в ней подрастают, в то время как бюджетный сегмент может себе позволить «ценовые вольности».
Многие опытные антиквары, столкнувшись с дефицитом дорогого «материала», «ушли» в бюджетный сегмент поздней поточной иконы, ведь здесь есть, из чего выбирать, иконы в хорошем состоянии и главное – они доступны по цене, так что самые расторопные, «раскусив» момент, быстро и толково «сколотили» себе цельные и гармоничные коллекции, которые в будущем, если их продать, будут стоить вполне приличных денег.
Но давайте отойдем от материального, ведь многие покупают старинную икону, не думая о том, что когда-то ее придется продать.
Выбирая икону, следует всегда полагаться на движение сердца. Икона должна нравиться не кошельком, она должна быть близка вам по своему духу.
И еще один парадокс старинной иконы заключается в том, что ваше сердце может оказаться тем самым лакмусом, который и даст подсказку – что именно нужно купить.
Удивительность ситуации может заключаться еще и в том, что даже самая простая икона порой оказывает на человека «гипнотическое» действие, именно она «включает» наши эмоции и притягивает к себе, и наоборот – дорогая икона, богато исполненная, прописанная золотом и даже облаченная в пышный серебряный оклад вдруг оставляет нас в равнодушном состоянии, не «трогает»!
Заставлять себя «влюбиться» в ту или иную икону при ее покупке – абсолютно бесполезное занятие. Если икона нравится сразу, то впоследствии она нравится еще больше, с ней возникает невидимый контакт, через нее можно обращаться к Небожителям и получать помощь. Но если икону выбирать, как бытовую вещь, ориентируясь исключительно на «богатство», «престижность», рассматривать ее лишь как выгодную инвестицию в будущее, то духовного общения, как правило, не получается, и по прошествии времени все больше и больше задаешься недоуменным вопросом – «а зачем я ее вообще, купил»?..
Но, наверное, можно найти понравившиеся иконы в разных категориях, и если вы обладаете значительным бюджетом, можно рассматривать иконы исключительно в дорогом, «коллекционно-музейном» сегменте, и здесь обнаруживать предметы, которые волнуют, ощущаются душой, бесконечно радуют.
Но и бюджетный пласт живописных памятников русской иконописи позволяет людям с самым разным финансовым статусом находить для себя замечательные, по силе эмоционального воздействия и восприятия, образы святых, иконы Христа или Богородичные изводы.
В завершении статьи хочется лишь еще раз посоветовать вам рассматривать покупку икон с различных точек зрения, не зацикливаться на чем-то одном, стараться охватить как можно больше различных групп – и качественных и ценовых, ведь только так можно почувствовать рынок во всем его разнообразии, а значит – совершить правильные и долгожданные покупки!
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|