+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Святой Нил Столобенский чудотворец – по Святым Местам Подмосковья.

Святой Нил Столобенский чудотворец – по Святым Местам Подмосковья.

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

15.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Среди обителей, которые мне посчастливилось посетить, Нило-Столобенский монастырь занял одно из самых почетных мест, и это, уж поверьте, не случайно. Все дело, наверное, в особой ауре, которая окружает островок в озере Селигер, в том необыкновенном благоговейном чувстве, которое накатывает здесь теплой и всеобъемлющей волной и каждый раз возобновляется, как только я вспоминаю эту нашу семейную поездку…

Как и во многих других случаях, про Столобенскую пустынь я узнал лишь после того, как в моих руках оказалась необычная фигурка, вырезанная более ста лет назад из легкого липового полешка: на черной крашенной подставке возвышалась согбенное тело старика, облаченного в монашеские одежды. Это было уже давно, тогда на одной Московской барахолке я впервые увидел этот редкий старинный паломнический сувенир, привезенный кем-то из Тверской губернской глубинки и сохраненный бережно до нашего времени.

С удивлением тогда я рассматривал незатейливую, но мастерски выполненную резьбу, подмечая необычные детали. Старик монах склонил голову, и тело его не то начало сгибаться в желании присесть, не то обвисло, опираясь на какие-то костылики, которые торчали из подмышек старца. Приобретя фигурку, я уже дома стал наводить справки и с удивлением открывал для себя страницы этой необыкновенной человеческой судьбы, абсолютно отличной от наших современных мирских судеб, тогда я даже подумал, что, наверное, сегодня такое и невозможно…

Святой Нил всю жизнь искал уединения, желая посвятить себя молению Богу. В своем отшельническом подвиге он не желал иметь свидетелей, но исполнял молитвенный обет строго, истязая себя и телесно, физически.

После многочисленных попыток найти на земле уединенное место, где бы не беспокоили его суетой мирской люди, он прибыл на остров Столобный, расположившийся недалеко от берега в Селигерских прозрачных водах, и здесь, в лесной чаще, вырыл себе землянку, едва обрамленную деревянными стенами и крышей.

Святой Нил, кроме молитвенного подвига, взял и правило не спать и даже не отдыхать лежа. Нам, людям компьютерного, космического и еще какого угодно, века, даже трудно такое представить, но монах отдыхал стоя, опираясь на два костыля, вбитых в стену его утлой и тесной келейки.

С людьми святой практически не общался, но иногда его посещали рыбаки, принося в дар ему немного рыбы.

Уже при жизни он сподобился от Господа дара чудотворения, остановив, например, пожар в лесу, который устроили недовольные присутствием в округе отшельника, мужики, желавшие и отсюда изгнать будущего святого.

Нил и умер в келье, опираясь на костыли, таким нашел его в землянке духовник, приплывший проведать старика на следующий день после того, как отшельник попросил исповедать и причастить его.

Святой скончался в 1555 году и был погребен в деревянной часовне, которую он же и соорудил рядом со своей земляной кельей на острове. Практически сразу началось и его местное почитание, поскольку о схимнике многие знали и слышали о чудесах и праведных делах старца. Вокруг бывшей кельи и часовни стали селиться монахи-отшельники, так что создание здесь полноценной обители было лишь делом времени. Годом же официального разрешения на организацию общины стал 1594-й, тогда же, возможно схимник был причислен к сонму святых, но об этом ничего неизвестно.

Образовавшийся монастырь рос и развивался, да так, что к рубежу XIX-XX веков это был один из крупных и известных духовных центров, к которому притекали не только местные верующие из сел и близлежащих городов Осташкова, Торжка, Твери, но и паломники из самых отдаленных уголков Российской империи. Огромное стечение народа наблюдалось из года в год в дни торжеств, посвященных памяти святого преподобного Нила Столобенского.

В предреволюционные годы монастырь был большим и зажиточным, в нем проживало постоянно около тысячи монахов, но это был еще и культурный, просветительский центр, здесь имелась даже своя больница.

Но в советское время участь Нило-Столобенской пустыни оказалась типично трагической, монастырь в 1919 году «посетили» комиссары, осквернив святыни, изъяв все церковные ценности, но до 1927 года в обители еще теплилась духовная жизнь. В 1929 году в величественных стенах разместили, по сути, тюрьму, судьба же выселенных монахов сложилась трагично.

Через десять лет, в 1939году, здесь разместили лагерь для польских военнопленных, а потом сооружения на острове Столобном переходили от одной организации к другой. Здесь снова была тюрьма, потом пристанище для престарелых людей, а в восьмидесятых – турбаза…

Когда монастырь вновь перешел под законную юрисдикцию Церкви, в 1990 году, от былого величия и великолепия мало, что осталось – везде царило запустение и разруха.

Когда мы с семьей добрались до монастыря, здесь уже вновь в полную силу велась монашеская жизнь. Труды насельников и трудников, пожертвования паломников и местных прихожан не пропали даром, а позволили вернуть необычайную красоту старинным религиозным сооружениям, набережной, все здесь буквально дышало новой, прекрасной жизнью.

Мы попали в монастырь ноябрьским днем, было холодно, хотя снег еще лежал не повсеместно и озеро не замерзло. На наше счастье, день оказался солнечным, что позволило не только самим насладиться местными видами, но и запечатлеть все на камеру.

Панорама Нило-Столобенской пустыни.

В Монастыре довольно строгие порядки, касающиеся паломников. Например, нужно уплатить некоторую сумму за то, чтобы получить возможность фотографировать или снимать видео, но в остальном нам оказали очень теплый и приветливый прием, всегда приходили на помощь, когда нам она требовалась.

Естественно, первым делом мы посетили огромный и очень красивый Богоявленский храм, где приложились к святым мощам преподобного.

Нило-Столобенский монастырь, Богоявленский собор.

Мы специально взяли с собой два старинных предмета, некогда созданные тут и освященные в Нило-Столобенской пустыни – ту самую резную фигурку с образом старца и маленькую паломническую иконку. Старик монах, у которого мы попросили разрешения приложить к раке с мощами святого Нила эти евлогии, заулыбался, замахал руками и запричитал:

- Конечно, прикладывайте! Не «можно», а «нужно», необходимо! И если что у вас есть еще – все прикладывайте: крестики нательные, свечи!..

Мы так и сделали, благоговейно подходя к сени, под которой в раке покоятся мощи преподобного и с краткой молитвой прикладывали свои реликвии и нательные кресты.

Сень над ракой со святыми мощами преподобного Нила Столобенского в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни.

После этого поднялись на смотровую площадку, под купола, откуда открывается поистине великолепный вид на окрестности, и уходить оттуда нам не хотелось, настолько вид далеких лесных островов, теряющихся в далекой синеватой дымке и голубых рябистых вод Селигера гипнотизировал и заставлял думать о чем-то добром и сокровенном.

Вид со смотровой площадки Богоявленского собора.

Спустившись вниз и выйдя из собора, мы пошли в здание напротив, где монахи организовали музей, основной темой которого, естественно, стало паломничество к святым мощам чудотворца Нила и в одном из залов музея увидели то великое множество самых различных евлогий, которые когда-то тут изготавливались и продавались паломникам.

Экспозиция музея Нило-Столобенского монастыря.

Резные деревянные фигурки святого Нила, самых разных размеров и пошибов, рельефные прорезные иконы, фигурки, убранные в большие застекленные киоты, где они обкладывались сложными фольговыми окладами, украшенными стеклярусом и канителью, всевозможного вида, живописные и печатные иконы – все это поразило наше воображение и конечно, мы очень гордились тем, что и у нас в семье хранятся две столь интересные исторические реликвии.

Посетив же соседний зал, мы увидели множество разновременных храмовых икон, которые, возможно, когда то находились в этом монастыре или в храмах, существовавших в округе, в соседних деревнях и селах.

Предметы культа святого Нила – разговор особенный, ведь для меня они стали отдельным объектом для исследования. Скажу сразу, что преподобный схимник стал, пожалуй, единственным русским святым, которому в основной своей массе посвящались резные деревянные скульптуры или рельефные резные изображения, в то время как остальным праведникам посвящались исключительно иконы. Даже наблюдая за ассортиментом монастырского музея можно было убедиться, что количество сохранившихся фигурок во много раз превышает число живописных икон, посвященных образу Нила Столобенского!

Кто и когда сделал первую фигурку святого, неизвестно. Но в собрании местного музея и в других музейных и частных коллекциях образчики резьбы датируются, в основном, XIX веком, хотя изредка встречаются и более ранние предметы, но и они относятся лишь к XVIII столетию, а значит, именно этот век можно считать отправной точкой в формировании вещественного культа, в котором резные деревянные изображения святого Нила становятся главными.

Иконы святого Нила Столобенского тоже писались, но в очень малых количествах и паломники, пребывающие в Нило-Столобенский монастырь, конечно же, хотели в большей степени купить именно фигурки, а не иконы.

Для меня очень интересен этот феномен, который побуждал паломников делать свой выбор в пользу фигурок, благодаря чему промысел по их изготовлению разрастался и захватывал многие, окружающие монастырь, поселения.

На мой взгляд, в этом культе срослись воедино многие желания верующих, до того таившиеся в глубинах их душ. Тут, возможно, проявлялось и эхо древнего язычества, практически забытое поклонение деревянным божкам-идолам, и чувство необычного, удивительного, ведь, как я сказал, схожих альтернатив в культах других местночтимых русских святых не было.

Но фигурка святого Нила это еще и как будто бы уменьшенная «копия» живого человека, которая, наверное, ощущалась верующими более одушевленной, нежели плоскостное иконное изображение.

Скульптура позволяла зрителю не только наблюдать святого «в анфас», но и сбоку, и даже сзади! На какой иконе можно, например, увидеть спину святого? Ни на какой! А скульптура позволяла это сделать!

Нужно отметить, что резные фигурки с образом святого Нила были разными и по размеру и по исполнению. Да, основная иконография, по большей части, сохранялась, но мастера по своему желанию привносили в свою работу какие-то индивидуальные оттенки – варьировали качество и сложность резьбы, росписей.

Вот, например, одна из работ старинных мастеров, которую можно купить на сайте антиквариата «Офеня»:

Старинная резная деревянная фигурка святой Нил Столобенский чудотворец.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить фигурку вы можете ЗДЕСЬ.

Обратите внимание на несколько утрированно вытянутую угловатую форму скульптуры, характерную для позднего периода почитания святого, резные образы раннего периода (восемнадцатого века или начала девятнадцатого) более приземисты и округлы.

Складки одежд просты и сформированы прямыми линиями, в работе превалирует лаконичность, диктуемая законами кустарного промысла.

В ассортименте салона имеется и несколько миниатюрных икон с образом чтимого святого, вот, например, практически идеально сохранившаяся икона святого Нила, где ростовая фигура чудотворца написана на фоне архитектуры Нило-Столобенского монастыря:

Старинная живописная икона святой Нил Столобенский чудотворец.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить икону вы можете ЗДЕСЬ.

А вот более ранний и редкий образец такой иконы. На мой взгляд, это очень ценное приобретение для собирателя старины, ценителя редкостей и любителей иконных миниатюр:

Старинная живописная икона святой Нил Столобенский чудотворец.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить икону вы можете ЗДЕСЬ.

Но были и совсем малюсенькие иконки, я даже не знаю, как их писали тогда мастера – под лупой, что ли? Мы вот удивляемся на подкованную блоху, но ведь то было произведение единичное, исключительное, а вот такие иконы-малютки на Руси писали массово и стоили они тогда сущие копейки, а теперь встречаются редко:

Старинная живописная икона святой Нил Столобенский чудотворец.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить икону вы можете ЗДЕСЬ.

Однако в ассортименте иконных лавок монастыря в XIX столетии можно было купить и более сложные и дорогие произведения, оформленные особым образом.

Например, эта икона продавалась вместе с очень интересным и необычным киотом (обратите внимание на рельефный декор золоченой рамы), который и сберег образ в идеальном состоянии до настоящего времени. И эту икону вы также можете купить для себя или в подарок на сайте антиквариата «Офеня»:

Старинная живописная икона святой Нил Столобенский чудотворец в оригинальном столетнем киоте.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить икону вы можете ЗДЕСЬ.

А на сайте антиквариата «Купи Старину!» вы можете не только увидеть, рассмотреть в подробностях на фото и видео такое удивительное чудо, что дух захватывает! Вы можете сразу стать его полноправным владельцем, купив по вполне доступной, для такого уровня исполнения и сохранности, предмета!

Старинная резная деревянная фигурка святой Нил Столобенский в киоте.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить произведение вы можете ЗДЕСЬ.

Представляете, насколько это сложная и тонкая работа? Сама фигурка «одета» в фольговые одежды, отделанные канителью и стеклярусом, скульптуру окружает объемный, многодетальный фольговый интерьерный оклад, также украшенный металлической канителью и стеклярусом, в конструкции также используются стеклянные колонны, а всё вместе это выглядит очень нарядно, торжественно, празднично. И если вся композиция удивляет вас сегодня, в наш сумасшедший космический век, когда, вроде бы, мало чем можно кого-то поразить, то какое ошеломляющее впечатление она производила на того же крестьянина, прошедшего босиком сотни верст до Столобенской пустыни?!

Здесь же, на сайте «Купи Старину!» вы можете приобрести миниатюрную живописную икону-малютку с образом святого Нила по весьма и весьма привлекательной цене:

Старинная живописная икона святой Нил Столобенский чудотворец.

Россия, Тверская губерния, XIX век.

Купить икону вы можете ЗДЕСЬ.

Святой Нил Столобенский почитается, как чудотворец, и в первую очередь, как целитель от болезней, поэтому понятна тяга к нему как со стороны дореволюционных паломников, так и пилигримов нынешнего времени.

Это уже по-настоящему редкое и очень ценное приобретение, но оно того стоит, ведь в столь завидном, музейном состоянии подобные шедевры встречаются сегодня крайне редко!..

Покинув стены музяе, мы пошли на набережную, к причалу, а потом ушли вглубь и вышли на противоположный берег острова, туда, где и жил преподобный Нил в своей утлой тесной землянке.

В глубине острова Столобный.

Волны с мирным плеском ударялись об огромные валуны, которыми был усыпан берег, солнышко играло на гребешках волн и сердце наполнялось необъяснимым покоем. Я лично не удивлялся теперь тому, почему святой выбрал для своей отшельнической жизни именно это место: Господь, создавая его, как будто специально снабдил природу этим умиротворяющим духом, где в созерцании окружающего пространства успокаиваются страсти, приходит понимание своего сердца, своего предназначения и душа очищается от всего мимолетного, мелкого, мирского…

На месте землянки преподобного когда-то возвели каменный храм, но в советское время его уничтожили, а кирпичи пустили… на создание моста, соединяющего ныне остров с материком.

Возвращаясь к машине, мы отлично видели эти кроваво-красные кирпичи, которые теперь облизывали, стачивали волны озера.

Уезжать не хотелось. Нило-Столобенская пустынь, на наш взгляд, это место, где должен побывать любой верующий человек, ведь именно тут ты начинаешь исподволь ощущать свою причастность к Богу. Мы побыли здесь всего несколько часов, пролетевших для нас, как одно мгновение, но уже на себе сумели ощутить ту благостную атмосферу, которая царит в обители. Видимо, не зря еще в позапрошлом столетии сюда так стремились попасть тысячи и тысячи паломников!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру