+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Купить икону для дома, коллекции или подарка – самое время, представляем произведения 19 века из известного иконописного центра!

Купить икону для дома, коллекции или подарка – самое время, представляем произведения 19 века из известного иконописного центра!

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

07.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Да, да, именно так: настало самое время собирать старинные иконы, и надо этим случаем воспользоваться в полной мере, успеть быть впереди всех!

Для многих людей, знающих о старинных иконах понаслышке, кажется, что это настолько обособленный сегмент рынка, в котором покупателю с небольшими средствами делать нечего. Бывая на выставках в музеях, наблюдая за шедеврами средневековья, древними иконами Новгорода, Пскова или Москвы, таким людям и впрямь начинает казаться, что в желании обладания старинными иконами можно даже не продвигаться, не пытаться найти что-то и хорошо исполненное и достой но сохранившееся до нашего времени, что все уже давно находится в музеях, но это – абсолютно ошибочное мнение и его необходимо менять, а я постараюсь помочь разобраться в сегодняшнем положении дел и в Ваших реальных возможностях по приобретению антикварных русских икон!

Давайте пойдем в нашем разговоре сразу от стоимости. Если у Вас есть желание купить старинную икону и для этого имеется, например, тридцать тысяч рублей, значит, уже есть очень хорошая вероятность того, что искомая икона найдется, а если Вы располагаете суммой в пятьдесят тысяч, ассортимент может быть расширен очень существенно, так что останется лишь выбрать и приобрести желанный намоленный образ из десятков и сотен вариантов!

Я сразу оговорюсь: иконы древние, XV или XVI века в этом ассортиментном ряду не появятся, не будет там образов и более поздних, например, XVII столетия, поскольку, как было замечено выше, их уже «растащили» по музейным коллекциям и серьезным частным собраниям, но ведь остался самый многочисленный, на нынешний момент, пласт живописных памятников XIX столетия, в котором, а я знаю, что говорю, Вы завсегда отыщете множество предметов, которые Вам понравятся и за которые не придется отваливать кучу денег.

Конечно, Вы можете упорствовать и пытаться все же разыскать иконы того же 16 века, но поверьте, что даже самый простой памятник этого времени, сохранившийся в достойном состоянии, будет крайне сложно отыскать в свободной продаже и ценник на него будет начинаться, скорее всего, от полутора-двух миллионов рублей, так что ни о какой бюджетной покупке речи идти не будет.

Я также сразу скажу и о том, что поздние иконы 19 века и дореволюционного периода следующего, двадцатого столетия тоже не всегда дешевы, они также могут стоить очень и очень дорого, но среди образов, написанных в «элитных» дореволюционных иконописных центрах, таких, как Палех, Мстёра, Москва, Питер, Урал всегда будут и «простые» иконы, которые и тогда, в имперской России, стоили недорого, и которые нынче можно сторговать по самым разумным ценам.

Не секрет, что вторая половина позапрошлого столетия внесла существенные коррективы в кустарное производство икон. Развитие иконописания, увеличение количества иконописных мастерских и иконописцев произошло по нескольким причинам. В России, освобожденной от крепостничества, возникает массовое благоговейное движение, паломничество. Подстегиваемое этим движением, повышается желание каждого христианина иметь в доме иконы, ведь в том же средневековье такой возможности у населения не было, иконы стоили дорого, иконописцев не хватало не то, что для массового изготовления икон, но для написания храмовых образов.

Тогда все стоило дорого – и доски иконные и краски, не существовало и возможности обучиться иконописи, а в 19 веке многие творческие люди поняли, что поменяв свой традиционный крестьянский уклад на кустарный промысел, можно и семью прокормить и заниматься более интересным и прибыльным делом, так что, например, колоссально разросся куст иконописных мастерских на Владимирщине, где и стар и млад были заняты в процессе массового изготовления простоватых и дешевых живописных икон, охотно приобретаемых затем верующими по всей России, куда образа доставляли возами пронырливые скупщики и торговцы-офени.

Одним из самых крупных иконописных центров, ведущих обособленный промысел, была в позапрошлом веке и слобода Борисовка, крупное поселение в Курской губернии.

Иконы Борисовки стали для меня лично настоящим открытием, ведь в них отразились не только тогдашние чаяния народа, но сила таланта, самобытности, желания делать не просто дешевую икону на потребу, но создание узнаваемого продукта, своего собственного устойчивого стиля, как сейчас бы сказали, «бренда», который сегодня отлично определяется в этих произведениях и завораживает своей красотой.

Старинная икона святой Иосаф Белгородский.

Смелое, контрастное письмо и выразительность образа – визитная карточка старых мастеров Борисовки.

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

В иконе Борисовки – наивность и доброта, душевная теплота и какая-то скрытая от глаз, но легко читаемая сердцем, нега, энергетика счастья. Посмотришь на борисовскую икону и тебе хочется ее рассмотреть во всех деталях, подробностях, хочется на нее любоваться и пробуждается желание на нее молиться.

Лично для себя я заметил такой эффект – если тебе понравились иконы из Борисовки в первый раз, значит – это навсегда.

Образа эти яркие, красочные, сочно написанные смелыми и лаконичными мазками. Лики у святых добрые, с «искоркой», а в цветах одежд и фона удивительным образом уживаются ярко красные, зеленые, синие и голубые тона.

Старинная икона Богородицы Владимирская.

Светящаяся живопись и доброта, идущая как будто изнутри образа к вашему сердцу. Особенно трогательны Богородичные иконы из этого иконописного центра.

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

Откуда местные мастера взяли такой набор цветов, что побудило их двигаться в своем творчестве не по пути того же Холуя или Мстёры, где придерживались древних традиций сдержанного, в три краски, охряного лаконичного «безжизненного» письма? Наверное, ответ надо искать в Южной иконе, в том столкновении традиционной и западной иконописи, в смешении стилей барокко и классицизма, в круговороте нравов и устоев, которые были в самих людях, поселившихся в Борисовке, и выросших в особом южно-русском климате, природном и нравственном.

Во второй половине того же 19 века при всеобщем нарастании количества изготовителей живописной массовой иконы происходит и трагедия, связанная с неконтролируемым распространением иконы фабричной – печатной, «бумажной» и «жестяной», что побудило иконописцев стремиться в технологическом процессе к удешевлению своей продукции, к гонке количества, когда постепенно, но неумолимо начало падать качество, и этот процесс, в конечном итоге и погубивший живописную русскую икону, продолжался почти вплоть до революции 1917 года.

Старинная икона Богородицы Смоленская.

Нежны и просты эти милые и добрые иконы. Южная живопись отображает саму природную душевность людей, населявших этот край и умевших искренне верить в Бога.

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

В конкурентной борьбе борисовские мастера не остались в стороне и характерные признаки «забега на выживание» Вы можете увидеть самостоятельно: икона из Борисовки пишется на кургузеньких сосновых дощечках небольшого формата, у которых даже не оструган задник и боковины, так что всегда есть риск посадить в палец занозу.

Готовую, раскрашенную икону у мастера оптом покупали иконообдельщики, которые помещали образа в застекленные ящики-киоты, обкладывая их причудливыми ажурами фольговых окладов. Ящик придавал иконе солидность и помогал побыстрее сбыть с рук, ведь икона в нем выглядела нарядно, что называется, «богато», да к тому же это был готовый продукт, обрамленный, праздничный, в то время как на икону из того же Холуя надо было еще дополнительно потратиться, приобретая довольно дорогой киот!

Мне приходилось неоднократно сталкиваться с тем, что сегодняшние непосвященные в Борисовку, покупатели, видя эти превосходно сохранившиеся иконы, не могли до конца поверить, что перед ними предмет, которому более ста лет, настолько хорошо эти святые намоленные образы сбереглись. И мне приходилось в десятый или в двадцатый раз терпеливо объяснять, что превосходное состояние борисовских писем это всего лишь следствие того, что все эти десятилетия икона хранилась в киотном ящике, под стеклом.

Старинная икона Богородицы Тихвинская.

Отличное состояние икон из Борисовки объясняется просто: все они изначально помещались в «глуухие» киоты и прожили в них всю жизнь.

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

Сегодня иконы из Борисовки чаще всего продаются без киота. Ящик за столетие с лишним все же портился, приходил в негодность. Тонкий дощатый задник рассыхался, трескался. Часто билось тонкое стекло, а конструкция киота была таковой, что разобрать его было нельзя без разрушения, ведь все тут собиралось на гвоздях, «намертво», особенно же страдал при попытке вскрыть киот фольговый оклад, буквально рассыпавшийся на части и абсолютно не подлежащий реставрации.

Несколько раз мне приходилось видеть иконы из Борисовки, дожившие до сего дня в своем родном «жилище», зрелище это было печальное. Представьте себе деревянный застекленный ящик с обшарпанными боками , наполовину заполненный паутиной, пылью и трухой, не мудрено, что современные антиквары стремятся сразу избавиться от убогого киота, просто извлекая из него икону и выбрасывая его на помойку.

Но надо отдать должное киотам – они сохранили для Вас главное – икону, сохранили ее практически в том первозданном (читай – коллекционном и музейном) состоянии, которое меня лично приводит в восторг.

У мастеров из этого знаменитого иконописного центра были и свои ассортиментные предпочтения, ведь каждый из конгломератов старался «угадать» желание покупателя. Икона была массовой, изготавливалась на потоке, и продавалась потом на торжках и ярмарках, поэтому требовалось создавать наиболее популярные сюжеты, быстро реализуемые торговцами на просторах Российской империи.

Старинная икона Спас Державный.

Этому образу не откажешь в самобытной местечковой индивидуальности, мастер по своему изобразил Христа и этот искренний наив невозможно не почувствовать!

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

Если во Владимирских селах приоритетным Богородичным образом была Владимирская икона, то в Борисовке – Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Богородицы, хотя, на потребу делали и Владимирский образ и Казанский.

Уникальным Богородичным изводом, воспроизводимым массово только тут был образ Богородицы Праворучица, правда, сколько ни пытался я проникнуть в тайну столь сильной любви местных богомазов к этому сюжету, так и не приблизился к разгадке. Может быть, где-то в окрестностях существовала древняя чудотворная икона, к которой притекали многочисленные паломники, для которых и писались списки, но таких данных у меня лично нет.

Старинная икона Богородицы Праворучица.

Необычный Богородичный извод культивировался, пожалуй, только в Борисовке. Сегодня это желанный антикварный предмет для понимающего коллекционера…

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

В ассортименте Борисовки часто встречался образ всеми любимого Николая Угодника, целителя Пантелеимона, покровителей семьи Святых Самона, Гурия и Авива, другие популярные и востребованные в простом народе, сюжеты.

Старинная икона святитель Николай Угодник.

Любимого святого часто рисовали в Борисовке, относясь к его образу с особой теплотой. Стоит взглянуть на эту икону, чтобы убедиться в правдивости сказанного!

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

Гораздо реже, но все же встречаются сегодня и иконы, написанные в Борисовке не поточно, а по индивидуальному заказу, такие иконы писались на досках увеличенного размера, да и качество самой доски у них было выше.

Сегодня иконы борисовского письма можно достаточно часто встретить у торговцев антиквариатом, есть они и на сайте ОФЕНЯ, при этом ценники на них столь умеренны, что каждый желающий сможет приобрести для себя одну, а то и несколько понравившихся старинных икон.

Загляните и на сайт Антикварного салона «КУПИ СТАРИНУ!», где также есть исчерпывающий ассортимент таких намоленных образов, и здесь цены на них Вас непременно порадуют своей доступностью и демократичностью.

Старинная икона Богородицы Тихвинская.

Менее тридцати тысяч рублей вам понадобится на приобретение настоящей столетней старинной иконы, написанной в Борисовке и сохранившейся до нашего времени в идеальном коллекционном состоянии, разве это не прекрасно?

Слобода Борисовка, XIX век.

Икону можно увидеть, рассмотреть во всех подробностях и купить ЗДЕСЬ.

Я не зря в начале материала сказал о том, что именно сегодня следует покупать такие иконы. Все дело в том, что вообще то говоря, приток на антикварный рынок старинных икон весьма изменчив, и уже сейчас я чувствую, что некогда полноводный поток стремительно мелеет.

Антикварных икон не становится больше, а при существующем нарастающем спросе на них (ведь иконы прошлых веков покупают отнюдь не только собиратели, но и многочисленные обыватели, понявшие всю многогранную привлекательность старины!) река быстро превратится в ручей, а затем и пересохнет.

Уже сегодня нет возможности купить иконы 15-17 веков, образы 18 века встречаются в единичных экземплярах и стоят на порядок дороже поздних произведений.

Но пройдет несколько лет и эти предреволюционные иконы станут редкостью, а значит, стоимость их вырастет, ведь спрос не уменьшится.

В таких условиях становится актуальной ваша прозорливость, желание упредить будущие трудности в деле покупки старинных икон!

Именно сегодня нужно двигаться вперед, имея отличную возможность выбирать из широкого ассортимента и покупать иконы по доступной цене, ведь завтра, возможно, это будет сделать трудно, если не совсем поздно.

Кстати, зная современные тенденции антикварных предпочтений, я могу сказать, что в активный процесс собирания Борисовской иконы включились коллекционеры. Они то уж знают, откуда ветер дует и отлично понимают, что сейчас можно быстро и дешево собрать по-настоящему цельный и гармоничный пласт религиозной живописи, который буквально через пару лет вырастет в своей материальной составляющей в несколько раз!

И если Вы это поймете также быстро, то сделаете уже сегодня отличные покупки, которыми будете по праву гордиться и завтра и через много лет! Успейте купить иконы 19 века по доступной цене, делайте будущее уже сегодня, оставьте своим детям и внукам по-настоящему ценные предметы, сохраните хотя бы небольшой пласт религиозной живописи патриархальной России в своем доме!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру