Облако тегов
Облако тегов
Магазин икон Офеня представляет: старинные иконы ярмарочного типа.
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня».
Любое копирование материалов запрещено!
07.06.2017 г.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
Рассматривая массу недорогих старинных икон, присутствующих на антикварном рынке современной России, невольно в какой-то момент задаешься вопросом о том, что не только в их художественном воплощении, но и в ассортиментном наполнении есть определенный порядок.
Исследуя же этот феномен более подробно, приходишь к неожиданному выводу…
Россия в XIX веке получает мощный толчок к развитию кустарных производств. Да, они существовали и со значительно более раннего времени, но с получением свобод в ходе крестьянской реформы многие из людей получают возможность попробовать себя в совершенно новых трудовых ипостасях, профессиях.
Во второй половине века, как никогда ранее, разрастается куст иконописных производств, многие из известных центров начинают наращивать количество выпускаемой продукции.
В конкурентную борьбу за покупателя включается и промышленность, рынок заполоняют дешевые печатные образки и иконы, бумажные и металлические.
На фоне печатной иконы кустарям иконописцам приходится переходить на совершенно новые рельсы производства, упрощая продукцию на всех стадиях изготовления живописной иконы, отчего, в первую очередь, страдает качество, но зато растет количество…
Еще совсем, казалось бы, недавно, в XVIII веке икона является продуктом элитарного свойства, не существует массовой и дешевой продукции, живописная икона остается товаром для зажиточного горожанина и крестьянства, но во второй половине века следующего ситуация в корне меняется, уже нет необходимости тратить значительную сумму денег, чтобы приобрести в дом одну, или даже несколько икон.
А к рубежу XIX-XX веков икона и вовсе превращается в абсолютно доступный предмет для всех социальных слоев населения империи, конечно нужно оговориться, что речь идет все же о продукции массовой, изготавливаемой на потребу простого верующего человека, не обремененного деньгами и высокой эстетикой потребления.
Миллионами поставляется на продажу продукция крупных иконописных центров – Палеха, Мстеры, Холуя, слободы Борисовки, Гуслиц. Массовая дешевая, или как ее принято называть, расхожая икона продается повсеместно – и на ярмарках, которых в те десятилетия проводится ежегодно великое множество, и на небольших местечковых торжках, и в иконных лавках.
И именно эти, доступные по цене и простые по исполнению, образа и сегодня занимают подавляющее место в ассортименте антикварных салонов, торгующих старинной русской иконой.
Говоря про расхожую икону и про ее простоту, частенько переходящую в примитив, искусственный и малоинтересный для исследователя, невольно заражаешься той атмосферой предреволюционной искренне верующей России, в которой изготавливалось и реализовывалось ежегодно столь ошеломляющее количество старинных икон!
Люди хотели иметь в своем доме иконы, и они их покупали. При этом выбор частенько падал на столь простецкие работы кустарей, что удивляешься: неужели эти поточные, до предела упрощенные «краснушки» и «подокладницы» возбуждали в душах верующих благоговейное молитвенное чувство?
Но судя по массово выпускаемой иконе и по тому количеству святых образов, что прошли сквозь безбожное советское лихолетье, сохранившись в очень хорошем состоянии до нашего времени, люди не просто покупали эти простые живописные изображения, не только молились на них со всей искренностью своей души, но и бережно хранили иконы, передавая из рук в руки своим детям и внукам, чтобы и те благоговейно сохранили иконы-простушки в память об уходящих в мир иной, предках.
Нет, лично я с большим трепетом отношусь к любой старинной иконе, даже скажу более – именно простая и незатейливая поздняя икона более всего возбуждает во мне собирательский интерес, но кроме него – и религиозное чувство. И не старость этих образов тому причиной, а та необыкновенная внутренняя сила, которая всегда присутствует даже в самой, казалось бы, простой и примитивной вещи, в которую вдохнул жизнь иконописец, чье имя навеки останется безвестным!
Поточная русская икона еще только ждет своего исследователя, этот феномен является столь значительной вехой, что пока еще, насколько я знаю, никто не взялся за его осмысление и понимание во всей его широте и глубине, хотя отдельные и очень полные и исчерпывающие исследования все же проводились неутомимыми энтузиастами своего дела.
Меня же в какой-то момент привлекло то обстоятельство, что в ассортименте поздней иконы наблюдается определенный порядок, строго соблюдаемый набор святых образов, который практически незыблемо сохраняется практически вплоть до полного прекращения иконописания в России, произошедшего незадолго до революционных событий.
Да, это удивительно, но это факт, который подтверждается исследователями русской иконописи: кустарный промысел «заглох», по сути, истребив сам себя.
Бешеная конкуренция с печатной иконой ударила по иконописцу и его заработку. Если до начала этой гонки он, условно говоря, зарабатывал рубль, изготовив всего три живописных иконы, то в начале века ему предстояло сделать уже десять икон, дабы сохранить свой заработок. При этом тенденция к увеличению количества выпускаемых икон при условии сохранения прибыли была все более очевидной. Как результат – изготовление живописных икон стало просто нерентабельным делом, и бывшие изографы вынуждены были сменить свою профессию, как бы им этого не хотелось делать.
Живописной иконе не помогли никакие меры, в том числе и принимаемые на самом высоком, государственном и церковном уровне. Не подействовали запреты на выпуск печатной иконы, не смогли исправить положения и действия Комитета Попечительства о русской иконописи, живописная икона, все более упрощаясь и все более уходя в тираж, убивала сама себя.
Но в этом материале мне все же большее внимание хотелось уделить другому феномену, предисловие к которому в виде рассказа о сути явления массовой поздней иконы было необходимо.
Я уже сказал, что наблюдая в массе поточные произведения кустарей самых различных иконописных центров, я пришел к простому выводу о том, что по какой-то пока не совсем понятной мне причине, был сформирован совершенно очевидный ассортимент религиозных изображений, отступления от которого можно было бы назвать скорее исключением, чем правилом.
Мне хочется заострить на этом и внимание Покупателей Антикварного салона ofena.ru, а также магазина икон kupistarinu.ru, прекрасно иллюстрирующих этот феномен на своих электронных прилавках.
Конечно, покупатель и в XIX веке мог пытаться приобрести икону с необычным, эксклюзивным или хотя бы с более или менее редким сюжетом, но на поверку может оказаться, что производители живописных икон не только не стремились к такому расширенному ассортиментному ряду, а занимались неким диктатом, предлагая клиентам только такие иконы, которые с их точки зрения были наиболее востребованными, покупаемыми.
Именно поэтому я и ввел в заголовок и текст статьи такое понятие, как «ярмарочный тип» старинных икон, означающий не только их художественную и технологическую простоту, но и особый ассортиментный признак, согласно которому покупателю предоставлялся узкий, очень ограниченный выбор иконографических изводов.
Производитель массовой иконы, таким образом, искусственно мог регулировать потребности покупателя в XIX веке, по сути, навязывая ему только те иконы, которые в данный момент присутствовали в продаже, и делая затруднительным и более дорогим процесс покупки икон, которые могли в большей степени отвечать сиюминутным потребностям верующего человека.
Что же входило в тот самый «ярмарочный тип», а точнее сказать, в «ярмарочный ассортимент» иконной торговли, который бесконечно эксплуатировался кустарями большинства иконописных центров?
Опираясь на статистику антикварных салонов, выяснилось, что наибольшее количество живописных икон из разряда дешевых и поточных было посвящено следующим религиозным изображениям:
- Образу Спаса Вседержителя.
- Образу Казанской Божией Матери.
- Образу Владимирской Божией Матери.
- Образу Николая Чудотворца.
И это практически всё! Эти четыре сюжета эксплуатировались кустарями дореволюционной России наиболее сильно, а значит, на любой ярмарке или торжке, в любой иконной лавке можно было всегда найти вышеперечисленные живописные иконы. Их было всегда много, с запасом, на массовый спрос.
Мой список настолько очевиден, что давать сколько-нибудь развернутые комментарии к нему, мне кажется, уже излишне, однако необходимо пояснить и возможную логику мастеров, наплодивших за полвека огромное количество подобной недорогой продукции.
Указанные изводы, безусловно, были и остаются по сей день, наиболее любимыми в среде российских православных верующих, спрос на них был очевиден, предопределен, если можно так сказать, самой «рилигиозной ситуацией». Но его и подогревали сами производители и торговцы, ведь сам процесс производства, как мы уже сказали, перестроился на поточный метод, а значит, ограниченное ассортиментное предложение было, прежде всего, на руку кустарю.
Вот приходите Вы в магазин, допустим… за «докторской» колбасой, а на прилавке лежит не семь сортов этой самой «докторской», а один сорт «любительской», один сорт «телячьей» и один сорт «крестьянской». И что делать? Вам ведь нужна была «докторская»! А продавец Вам на ваш вопрос и отвечает, что, дескать, «докторской» нет и не ожидается, а есть сегодня и сейчас только эти три сорта, так что выбирайте из того, что есть и ступайте оплачивать, не капризничайте.
Пусть это очень грубый и примитивный пример, но как знать, возможно, именно производитель живописной поточной иконы диктовал тогдашнему покупателю через узкий ассортимент продукции жесткие условия для покупки икон?
В производстве расхожих образов уже тогда полностью задействовался поточный метод с четким разделением труда, когда изготовлением досок занимался один человек, их левкасил – уже другой. Фон и поля писали неопытные иконописцы, фигуру расписывал более опытный мастер, а настоящий профессионал лишь прописывал лики и руки, олифой и последующей отделкой иконы окладом занимались свои специалисты, одним словом, система была не гибкая, не «заточенная» на то, чтобы угождать покупателю в его стремлении обладать разнообразными по сюжету, иконами!
Другое дело икона печатная: тут как раз подхватили тему иконографических редкостей и в угоду спросу массово воспроизводили столь экзотические сюжеты, о которых изготовители расхожих писаных икон даже и не помышляли!
Однако было бы непростительной ошибкой замыкать ассортиментный ряд кустарей указанным перечнем, здесь тоже была все же видна некоторая дифференциация в подходе, а потому и сегодня можно встретить, пусть и гораздо реже, но и другие святые живописные иконы.
Среди этих, массово выпускаемых, но менее тиражных, сюжетов, можно встретить следующие:
- Образ Богородицы Знамение.
- Образ Смоленской Божией Матери.
- Образ Богородицы Неопалимая Купина.
- Образ Богородицы Феодоровская.
- Образ Богородицы Тихвинская.
- Образ святого Георгия Победоносца.
- Образ святого преподобного Сергия Радонежского и некоторые другие.
Если говорить про расширение ассортиментного ряда, то оно и тут небольшое, ищущее не то удовлетворение «повышенного спроса», то ли лишь усугубляющее диктат со стороны кустаря.
Но чтобы убедиться в том, что приведенный ассортимент и правда, близок к действительности, Вы можете уже самостоятельно оценить предложение современных антикварок, беря во внимание иконы низового ценового и художественного уровня – тех самых произведений, которые изготавливались массово для простого и непритязательного покупателя.
Однако и тут не все так однозначно и просто, ведь на нынешнем антикварном рынке имеется и достаточно большое количество икон простого исполнения, несущих на себе редкие сюжеты. Как тут быть, откуда они взялись?
Наблюдая за такими иконами, приходит понимание их происхождения. Это отнюдь не массовая продукция (так как не встречается множества аналогичных предметов), а единичная, изготавливаемая не для того, чтобы быть выставленной на продажу на ярмарке или в иконной лавке, а по заказу, когда сам покупатель выступал в роли заказчика.
В подтверждение сказанного можно привести примеры таких примитивов (выполненных по всем законам позднего всеупрощающего «жанра»), где на оборотной стороне доски имеются хорошо читаемые заказные надписи, отсутствующие на иконных досках из ассортимента массовых образов, приведенных выше в списках.
Интересно, что даже и тут, когда икону заказывали, а не довольствовались скудным ассортиментным рядом и исполнением, мастер изготавливал ее столь же просто и незатейливо, как и прочую продукцию, а значит, покупатель оказывался настолько нетребовательным в своих эстетических критериях, что спокойно платил деньги за выполненные иконные примитивы.
Интересно отметить и некоторые местячковые «перекосы», «тренды», наблюдающиеся в ассортиментном предложении иконников различных иконописных центров дореволюционной России, приведу лишь несколько примеров, бросившихся мне в глаза.
Например, во Владимирских селах очень любили воспроизводить какую икону? Правильно: образ Владимирской Божией Матери! Его же любили копировать и в Холуе.
Везде в приоритете стояло изображение Николая Угодника, любимейшего на Руси, святого.
А вот местечковый пример касается иконописного центра, располагавшегося в Курской губернии, в знаменитой слободе Борисовке, где тиражировали образ Богородицы, именуемый Праворучица, невоспроизводимый, по сути, больше нигде.
Исследования в русле моих скромных наблюдений можно еще продолжать и продолжать, однако мне хочется заострить на этом внимание современного Покупателя старины, ценителя старинной русской поздней иконы.
Благодаря узкому ассортименту «ярмарочных икон» у Вас появляется отличный шанс выбирать, ведь в ряду похожих по «пошибу» одновременных икон всегда есть, на что обратить внимание, что сохранилось лучше и что больше нравится по своему художественному исполнению, что ложится на душу, нравится.
Поздняя икона сегодня – благодатное поле для поиска жемчужин, и уверяю Вас, они тут есть и будут, надо только их поискать и заметить.
Расхожая иконопись не столь примитивна, как может показаться на первый взгляд, и даже в самых дешевых подокладницах начала прошлого века порой обнаруживаются завораживающе прекрасные образы, которые запоминаются раз и навсегда!
Ярмарочная икона дает Вам и другое понимание – ведь по сути, это и на сегодняшний день – пласт доступных по цене, старинных намоленных икон, которые, как я уже сказал, обеспечивают большие возможности для выбора и приобретения, но не надо обманываться на этот счет, полагая, что так будет всегда. Нынешнее широкое предложение старинных недорогих икон лишь мимолетное явление, которое уже в обозримом будущем может существенно сузиться, а затем и иссякнуть, ведь старинных икон на антикварном рынке с годами не прибавляется, а учитывая повышенный интерес к русской старинной иконе со стороны масс верующих обывателей и коллекционеров, процесс опустошения рынка бюджетных дореволюционных живописных икон будет только ускоряться.
Я завершаю статью словами о том, что мои наблюдения и выводы я не считаю эталонными, на мой взгляд, проблематика лежит на поверхности, но надеюсь, что сказанное будет использовано Покупателями сайта «Офеня» в русле более полного понимания не только сути событий, происходивших в русской иконописи более века назад, но и в контексте формирования сегодняшнего ассортиментного и ценового предложения Антикварного салона ОФЕНЯ.
Я надеюсь, что Вам будет легче теперь определиться и с теми конкретными антикварными иконами, которые Вы планировали приобрести для своего дома, или в качестве ценного и очень правильного подарка и сделать замечательную ценную покупку!
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|