Облако тегов
Облако тегов
Старинные старообрядческие иконы – одни из самых интересных старинных образов, хранящих в себе многовековую историю прошлого.
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня»!
Любое копирование материалов запрещено!
20.02.2016 г.
Принято считать, что одними из самых часто встречаемых и одни из самых дешевых на антикварном рынке являются народные многочастные или многорядные иконы. Ведь с художественной точки зрения обывателя и даже серьезного коллекционера такие иконы не сильно выделяются среди многих других образов.
Согласиться с этим довольно трудно, ведь икон многорядниц в настоящее время почти не найти, особенно в хорошем состоянии. Возможно, несколько лет назад такие иконы еще существовали, но, к сожалению, из-за их непривлекательного вида, многие антиквары не считали нужным выставлять их на продажу и вскоре они просто начали пропадать, не имея никакой популярности среди коллекционеров. Поэтому в последнее время найти такие многочастные иконы почти невозможно, ведь пропало то изобилие таких икон, какое было несколько лет назад.
Однако в последнее время незаметно сформировалось особое общество коллекционеров и собирателей старообрядческих икон и настоящих ценителей данного направления иконного письма.
В русле такого направления люди пытаются понять глубинный смысл, который хранят в себе старообрядческие иконы вообще и в частности иконы-многорядницы.
Мы же решили сконцентрировать внимание на иконах «многрядницах» или на крестьянских многочастниках.
Ныне коллекционеры изменили свой взгляд на простую манеру письма икон, ведь в те времена, когда можно было купить красочные и привлекательные иконы «Палеха» или «Мстеры» закончились, и на просторах рынка антиквариата в основном осталась, «воцарилась» простая живопись конца XIX века.
Можно предположить, что, скорее всего, антикварный рынок будет испытывать дефицит в плане прибавления настоящих шедевров религиозного искусства, ведь иконы XVIII и даже XIX века становится найти все труднее и труднее, поскольку интерес к старинной иконописи растет, поэтому уменьшается стремительным темпом количество антикварных шедевров, особенно не хватает на антикварном рынке икон в хорошем состоянии. Поэтому можно сделать вывод, что еще спустя около 20 лет большинство старинных икон окажется в личных коллекциях коллекционеров, поступление икон «от народа» почти полностью прекратится.
Такое вступление необходимо для понимания того, что многорядницы еще можно найти на антикварном рынке, создавая свою уникальную коллекцию, если вы, конечно, почувствуете тягу к этим необычным образам.
Не секрет, что интересоваться такими иконами начали не только сейчас, ведь узнать подробности и историю простых икон пытались еще до революции 1917 года. Однако в книгах о старинной иконописи крестьянской иконе посвящена только малая часть, о ней пишут в основном, чтобы упомянуть о ее «крестьянской простоте», и чтобы оттенить подлинные религиозные шедевры такие как знаменитые иконы «Палеха», «Мстеры» и «Урала», крестьянская икона служит фоном, искусственно назначается второстепенной, малозначащей.
По нашему мнению, такой подход в оценке «простой» иконы абсолютно неприемлем и более того, если говорить об иконах-многорядницах, то именно им необходимо посвятить отдельное пространство в экспозициях и исследовательских трудах.
Отрадно отметить, что на данный момент в России проходят многочисленные выставки, посвященные именно «примитивным» образам то есть самобытной крестьянской иконе, а значит еще не поздно начать собирать свою коллекцию наивных икон, ведь интерес к таким иконам динамично и постоянно растет.
Как мы уже заанонсировали, одними из интереснейших икон в старообрядческой среде считаются иконы – многорядницы или многочастные иконы. Волей-неволей взглянув на такие иконы удивляешься: «почему они так похожи?», «почему на иконах из разных регионов России изображены одни и те же святые?», к многочисленным вопросам можно добавить еще один самый основной: «какова история зарождения таких икон и почему они получили такое широкое распространение и популярность»? К сожалению, такие вопросы еще не получили точного ответа, поэтому можно лишь думать над их ответами. Так же старообрядческие вызывают у современных людей множество сомнений и недоумений, люди не знают даже как на них молиться – возможно, поэтому десять лет назад такие иконы и залеживались в антикварках.
Ответы на многие подобные вопросы можно искать в книге Виктора Петровича Ершова «Мои краснушки», которая отражает мнение писателя и является во многом ключом к пониманию природы многочастных икон, а именно «двухрядниц» и «трерядниц», хотя и она не может однозначно ответить на все возникающие вопросы.
Иконы трерядницы хранят в себе множество тайн прошедших времен и являются одними из самых интересных многорядных икон. Часто на таких иконах можно заметить изображение Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца в верхнем ряду, в нижнем же ряду изображены клейма о «Чудо Георгия о змие», а в среднем ростовые изображения семейных святых.
Так почему же святые изображались именно в таком порядке, а не иначе? В книге подробно и последовательно раскрывается мнение Ершова на такую загадку. По мнению автора, образы Николы и Казанской Божьей Матери, почитаемые исключительно старообрядцами, создают «старообрядческий Деисус», то есть такой порядок расположения образов, где Христу-Младенцу предстоят Никола и Богородица. Пока это только предположения, но все же можно согласиться с таким мнением автора.
Так же другая, средняя горизонтальная часть иконы в основном посвящена «избранным святым», там всегда могут быть изображены разные святые, никогда не нарисованные «под копирку», ту могут быть популярные образы, такие как покровители домашнего очага, вселенские учителя или образы защитников от пьянства и блудной страсти, а могут встречаться и достаточно «экзотические», редко встречаемые образы, в том числе и тезоименные, что наталкивает на мысль об исключительно индивидуалистическом подходе к созданию таких массовых икон. Каждая из них, при всей своей наивности и простоте – плод индивидуального заказа, а не поточный продукт.
Ершов пытается сделать предположение, ассоциируя верхний ряд с небом, средний с землей, а вот нижний ряд скорее всего, тоже относится к земле, ведь не к подземелью же!
Нет ответа на то, как иконография и техника ее исполнения сохранялись на протяжении веков, не выказывая явных изменений в иконописи, ведь, говоря о живописи, иконы «недельки» писались мастерами очень схематично и просто, заказчики не требовали точных деталей и красочного исполнения, скорее всего такие иконы писались «по шаблону», о чем свидетельствует графья на многих иконах.
Однако многие старообрядцы хранили и берегли у себя дома такие иконы веками и передавали из поколения в поколение (много среди икон-неделек образов, созданных в 18 столетии), поэтому недооценивать их нельзя.
У Ершова в его исследовании есть предположение, что у приверженцев старой веры такие иконы были связаны с душами умерших предков, они отвечали за них, именуя эти иконы, как «спасы-прародители», старообрядцы прямо указывали на их назначение спасать души усопших, однако есть ряд справедливой критики, направленной на эту теорию, ведь образы изображенные на иконе отвечают за успешную жизнь для ныне живущих людей, но не как не для умерших. Конечно, напрочь отвергать теорию Ершова мы не беремся, ведь известно, что старообрядцы очень трепетно относились к умершим предкам, но тем не менее, дела живых людей во все века были не менее актуальны, тут нужна была сиюминутная и постоянная Небесная помощь и подмога, и изображения святых на «недельках» являются наиболее востребованными в среде живых людей!
Святой Никола – помощник в житейских проблемах и делах, Казанская Божья Матерь – икона заступница и целительница, а клеймо «Сошествие во ад» отвечает за то, что душа умершего спасется для Жизни Вечной на Небесах, ну а святые в среднем и нижнем ряду являются защитниками и оградителями семьи и хозяйства.
Так все же почему старообрядческие иконы просуществовали в неизменном виде множество столетий? Тут можно обратить внимание на мнение Ершова, о том, что иконография многорядниц является языческим отголоском, то есть внутренней генетичекой памятью народа о том укладе веры, где каждый бог имел свое предназначение и свое строгое иерархическое положение, однако и это лишь предположение, и выбор каждого соглашаться с ним или нет.
Книга Ершова – великолепное и гениальное творение, содержащее в себе множество полезной информации и неожиданных выводов автора, но опираясь на собственные логические заключения, можно попытаться самим сделать выводы и построить предположения о феноменальном распространении многочастных икон и о сохранении традиций иконописи в «недельках». Можно предположить, что со временем многорядницы начали иметь значение обязательного религиозного атрибута для старообрядцев, являясь отличительной чертой «старообрядческого дома» от «никонианского». Кстати во многом интерес к иконам многорядницам в наше время связан с интересом к старообрядчеству, ведь именно старообрядческие иконы считаются более редкими, чем новообрядческие и намоленность, духовная энергетика старообрядческих икон тоже считается выше.
А причиной таких верований в «особость» старообрядческих икон стало то, что старообрядцы бережно сохраняли образа, созданные до раскола, именно старообрядцы скупали такие древние иконы по деревням и затем копировали их в своих мастерских.
Поэтому, многочастные старообрядческие иконы сильно востребованы на сегодняшний день и активно собираются коллекционерами со всех уголков России.
Иконы-многорядницы же в этом общем потоке старообрядческих икон занимают особую нишу и на наш взгляд, являются интереснейшими образчиками русской иконописи.
Пока возникающих ответов значительно меньше, чем вопросов. Ершов, пожалуй, один из тех энтузиастов-исследователей, кто первым во всеуслышание заявил о проблематике таких образов и самостоятельно попытался раскрыть основную проблематику «неделек».
Мы искренне надеемся, что в будущем такие исследования продолжатся и мы узнаем много нового и интересного о таких старинных иконах.
Вам же мы советуем присмотреться к многочастным иконам и если будет такая возможность, купить одну или даже несколько икон-многорядниц для домашнего киота или собрания старины!
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|