+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Старинные нательные иконки и образки 19 века – новое направление в коллеционировании старины!

Старинные нательные иконки и образки 19 века – новое направление в коллеционировании старины!

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.08.2015г.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

На протяжении многих веков крест является для верующего православного христианина тем атрибутом, который всегда находится при нем. Нательный крест хоть и видоизменялся со времен Крещения Руси, но оставался крестом. В поздний имперский период нательные крестики получили еще и отличительные черты, благодаря которым их разделяли на детские и взрослые, крестики для женщин и крестики для мужской части верующих.

19 век стал прорывным в технологиях обработки металлов, и эти прогрессивные способы не обошли стороной и производство нательных крестов. Традиционные литейные приемы заменяются на штамповку. Крестики вырубаются из тонкого листа специальным фигурным ножом, а затем при помощи пресса и штампа им придается объем и наносится изображение.

Крестики такие гораздо дешевле обходятся их будущим владельцам, а потому охотно раскупаются в огромных количествах.

Копеечные штампованные крестики имели и очевидные недостатки, но непритязательные покупатели все равно их покупали, цена тут решала все.

Наряду с производством штампованных крестиков в России и разворачивается новое массовое производство нательных религиозных символов – нательных образков, миниатюрных иконок. Само явление это не было спонтанным и прекрасно легло на подготовленную почву.

Конечно, нательные иконки и образки не были чем-то новым в православии, их делали и в древности, но все же тогда это было явление не столь массовое, как в 19 веке.

Особое влияние на рост производства нательных образков оказало, безусловно, паломническое движение, буквально охватившее всю страну.

Дело в том, что именно в XIX столетии Россия приходит в движение: жажда увидеть и прикоснуться к великим Святыням охватывает все слои населения, в паломнические путешествия отправляются и крестьяне и люди среднего достатка, а также и люди зажиточные.

Паломникам в обителях предлагалось приобрести самые различные паломнические сувениры. Безусловно, тут можно было купить иконы с образами святых или копии чудотворных икон, прославившихся в стенах храмов и монастырей. Но недорогим и уникальным приобретением становилась покупка и миниатюрного нательного образка, на котором имелось все тоже изображение, связанное с данным конкретным Святым местом, с именем подвижника или с почитаемой иконой.

Паломник часто приобретал такие паломнические образки не только для себя, но и для всех членов своей семьи, порой и для соседей, родственников, друзей.

Маленький образок для искренне верующего человека становился не только сувениром, носителем памятной информации, но и маленькой святынькой, ведь после приобретения паломник обязательно прикладывал его к Святыням, к святым мощам праведников, к целительным иконам, к стенам храма, и таким образом миниатюрная иконка приобретала помогающие свойства, становился особенным.

Кроме того, надо помнить, что подобные образки централизованно освящались в обителях, или даже на святых мощах, так что несмотря на копеечную стоимость для христианина они представляли большую ценность!

Купленную и приложенную к Святыням нательную иконку одевали на гайтан и носили вместе с нательным крестиком.

Образки нательные православные были разными. Даже в одном и том же месте паломник или прихожанин мог выбрать и купить нательный образок маленького, среднего или довольно большого размера.

Нательные образки различались и по материалу, из которого их делали. Безусловно, самыми массовыми были медные нательные иконки. Нательные образки из серебра делали уже реже, стоили они значительно дороже медных и такой религиозный сувенир позволить себе купить мог уже не каждый.

Совсем редко встречаются золотые нательные образки и иконки. И цена и особое отношение верующих к золоту делали такой товар чрезвычайно редким. Дело в том, что на Руси к золоту относились не очень поощрительно, когда дело касалось применения этого драгоценного металла при изготовлении религиозных предметов. Серебро и медь – другое дело, такие материалы считались «правильными».

Популярность образков еще объяснялась и некими почти генетически ощущаемыми последствиями язычества. Ведь и в средневековье существовали особые иконы-амулеты, обереги, несущие и языческие и христианские изображения. Те же образки-змеевики являются хорошим примером.

Поэтому нательные образки 19 века воспринимались многими именно как атрибуты для ограждения человека от проявлений злых сил, должны были служить оберегами от несчастий. Как уже было сказано, размеры образков различались. Так, самый маленький бронзовый образок мог быть не более сантиметра в высоту (вместе с ушком), крупный образок достигал пяти сантиметров.

Форма образков была довольно однообразной – в подавляющем своем большинстве они овальные, изредка встречаются образки круглой формы, и совсем редко – прямоугольной формы. Бывают образки односторонние и двухсторонние, изображения же на них могли быть самые разнообразные!

Интересно, что встречаются образки, которые по своему изобразительному содержанию … полностью повторяют нательный крест! На таких образках на лицевой стороне имеется изображение Голгофского Креста, на обороте приводится краткий текст молитвы «Да Воскреснет Бог».

Возможно, что такие образки верующие могли носить не только вместе с нательным крестиком, но и вместо него.

Чаще же всего на образке размещались образы чтимых святых, мощи которых имелись в том храме или монастыре, где и предлагалось купить такие нательные иконки.

Часто встречаются и образки с миниатюрно воспроизведенными Богородичными иконами, чудотворные оригиналы которых также располагаются в храмах и монашеских обителях, куда притекали паломники.

Встречаются и очень интересные экземпляры нательных образков, изготовленных к особым датам или событиям.

Сегодня некоторые люди называют нательные образки ладанками. Но нательная ладанка – это совершенно иной предмет, имеющий иные цели и назначение!

Нательная старинная ладанка это все тот же образок, но имеющий ковчежец – небольшое хранилище для религиозных реликвий. В нательный реликварий верующий человек мог положить и фрагменты святых мощей, и другие церковные святыни. Ковчежец делался, как правило, открывающимся, оборудовался маленькой дверкой, которой часто являлось либо переднее, либо оборотное изображение.

Мы сказали лишь о металлических нательных образках, но существовали еще и нательные образки из кости, камня и конечно, деревянные иконки!

Правда, такие изделия крайне малочисленны. Образки из камня делали в Иерусалиме из Иорданского камня – гальки, собранной на берегу Священной Реки.

Деревянные резные образки изготавливали монахи Соловецкого монастыря, это были настоящие произведения искусства! Сама миниатюра обкладывалась прозрачной слюдой и обрамлялась оловянным пояском.

Однако, вернемся к медным нательным образкам. Оказалось, что век их существования был не таким долгим.

Основным недостатком являлось тонкое ушко, которое очень часто отламывалось и образок либо просто терялся, либо приходил в негодность.

Потерянные когда-то медные и даже серебряные нательные иконки становятся сегодня добычей любителей металлопоиска, которые во множестве обнаруживают их в полях и на местах бывших поселений.

Второй недостаток нательных образков 19 века – очень низкий рельеф. Штамповка из тонкого изначально листа позволяла наносить сложный рельеф на одну, или обе поверхности овального образка, но в процессе носки рисунок начинал стираться. При продолжительной носке рисунок на образке страдал очень сильно.

Те образки, которые сегодня обнаруживают поисковики с металлоискателями в большинстве своем представляют плачевное зрелище. Давно подмечено, что чем меньше и тоньше металлический объект, тем он хуже сохраняется в земле, изображение на нем «сжирает» коррозия. Вот и многочисленные образки, пролежавшие столетие в земле, соприкасавшиеся с удобрениями, с химическими элементами, присутствующими в почве, испорчены безвозвратно, превратились в почерневшие кругляши, на которых часто нельзя ничего разобрать.

Однако сегодня все же существуют и собиратели, которые обращают свое внимание не только на традиционную литую старообрядческую металлопластику, но и хотят собрать коллекцию старинных штампованных образков, ведь ассортимент их очень велик.

Мы уверены, что история нательных образков еще будет рассмотрена и специалистами, которые смогут создать специализированные каталоги, проведут исчерпывающие исследования этого уникального явления, дадут и вам возможность оценить красоту и разнообразие этих памятников русской истории православия!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру