Облако тегов
Облако тегов
Холуйские старинные иконы: купите икону, станьте Хранителем уникального антиквариата!
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня»!
Любое копирование материалов запрещено!
23.07.2015 г.
Среди старинных русских икон святые образы, написанные в Холуе занимают особое место. Нет, эти иконы не славятся в среде коллекционеров так, как например, старинные иконы Палеха, Мстеры, Ветки или иконы Урала. В большинстве своем простые и незатейливые, они интересны другим – историей создания и существования самого промысла в Холуе, местечке, затерявшемся в некогда глухих местах нынешней Владимирской области…
Россия в средние века была не очень спокойным государством. Бесконечные усобицы, набеги неприятеля, государственные поборы сделали жизнь простого человека бесконечной битвой за свою жизнь.
В таких условиях и появился Холуй, поселение, которое основали в непроходимой из-за лесов и болот местности беженцы от войн и государева глаза.
Основать то основали, да тут же и прочувствовали, что существующая оторванность от мира хороша только тем, что никто холуян не трогает, а вот как жизнь налаживать, быт, как прокормиться среди лесов и болот?
Пытались холуяне рыбу ловить – не шибко получается. Пытались отвоевать у лесов место под огороды, хлеб растить – не растет хлеб, голодно. Скот тоже бедствовал, нету тут богатых пастбищ, чтобы развести и прокармливать летом и зимами длинными скотину, снова голодно им… А еще ведь много, чего нужно! В хозяйстве и горшки нужны и металлическая утварь – где взять, если ничего взамен предложить не можешь?
Вот так и пришли жители Холуя к мысли о том, что надо придумывать себе занятие, что-то делать, изготавливать и продавать, так чтобы необходимые товары приобретать для себя. Начинали с того, что делали всякие деревянные предметы, женщины рукодельничали, тем и пробавлялись.
Уже никто не скажет, когда и почему кто-то из холуян взялся за краски и кисти, соорудил иконную доску, да и написал на ней первый святой образ, да только очень скоро в местечке этом начали образовываться и расти, как грибы, семейные иконописные мастерские.
С деревом жителю холуя обращаться было – не привыкать, благо, и леса кругом было много, так что дело пошло.
Холуяне, пожалуй, первые поняли, что нужно обычному покупателю – такому же сельскому жителю и крестьянину, как и они. В те времена икон то еще не было много в домах, дороги они были слишком для обывателя и купить икону в дом мог далеко не каждый.
Вот холуяне и смикитили, что не надо делать иконы дорогие, а надо ориентироваться на непритязательную потребу бедноты. Интересно, что в ходе иконописания в Холуе вырабатывается и свой очень хорошо узнаваемый стиль, особенно ярко проявившийся в поздних расхожих иконах середины-конца 19 века.
Доски в Холуе, как правило, брались большие, больше стандартного аналойного размера (высота такой доски около 35 сантиметров), икона писалась «по серебру», фон частично, а поля полностью прописывались яркой, почти апельсинового цвета, охрой, так что икона сразу бросалась в глаза. Фон часто украшался особыми «огурцовыми» орнаментами, наносимыми раскаленной иглой по уже готовой иконе. Одежды святых также писались оранжевой охрой, лики – светло-коричневыми оттенками. Рисунок на иконах очень упрощался, но оставался, благодаря орнаментальной отделке, весьма привлекательным.
Всю зиму артели в Холуе трудились над иконами, а только налаживалась по весне дорога после распутицы и сезона дождей, в Холуй тянулись караваны перекупщиков, которые оптом скупали дешевые иконы и развозили их по российским ярмаркам и торжкам, где яркие и заметные, а главное, дешевые иконы из Холуя пользовались огромным спросом.
Интересно, что холуяне отлично знали потребности рынка, поэтому наибольшее свое внимание отдавали делу создания «ходовых» образов. Эдакий маркетинг на иконный лад: в первую очередь они писали в большом ассортименте Богородичные образы, иконы с изображением святителя Николая Чудотворца, изготавливали Деисусные композиции из трех отдельных икон, а вот иконы других святых писали гораздо реже.
В какой-то момент холуянам даже запрещали писать иконы, так как они, по мнению государственных и церковных властей, не отвечали церковным правилам, канонам, были грубовато исполнены, не имели нужного благолепия. Запрет вышел, но на деле он оказался бессилен, слишком уж охотно покупались недорогие «апельсиновые» иконы, и кустарный промысел продолжил свое существование, более того, к концу 19 века Холуй становится одним из самых крупных русских иконописных центров, изготавливая в год более миллиона икон!
Сегодня среди старинных икон нет-нет да промелькнет старинная иконка, написанная, вроде бы, в стиле и в красках Холуя, но уж больно примитивного письма. Так просто и даже примитивно в самом Холуе не писали, не могли «опуститься» до такого художественного уровня. Что же это тогда? Оказывается, объяснение этому явлению есть.
Дело в том, что когда холуяне нащупали свою золотую жилу и начали неплохо зарабатывать, изготавливая недорогие иконы, об этом узнали и жители соседних сел и деревень. В желании приобщиться к такому денежному делу, они также включились в работу, и для своих произведений совершенно закономерно брали в качестве образца работы холуйских изографов. Но только мастерства им явно не хватало – не было у них ни опыта, ни навыка, приходилось двигаться в творчестве на ощупь, пытаясь найти дорогу к точному копированию знаменитых расхожих икон.
Получалось приблизиться в качестве к холуйским образам далеко не всем, вот и выходили из доморощенных мастерских такие забавные, как будто ребенком нарисованные, иконы.
Очень интересен и другой факт, согласно которому не все мастера Холуя желали двигаться в общем «тренде», выдавая тысячами однотипные оранжевофонные иконы, несколько артелей решили идти своим собственным путем и вырабатывали свой оригинальный стиль в иконописании.
Так, например, встречаются темнофонные иконы, на которых хорошо узнаваемы приемы в написании ликов и одежд, в исполнении «огуречных» узоров, но вот сама отделка иконы иная, фон и поля темные, практически черные.
Имя мастера, к сожалению, не сохранилось, а вот у еще одной мастерской, основанной еще в 18 веке Иваном Горбуновым. В 18 столетии мастера артели (дети Ивана Горбунова) следовали принципам живоподобия, этот принцип просуществовал и до начала следующего, 19 века, но затем трансформировался и подстроился под общие тенденции, характерные для традиционной, сдержанной манеры в иконописании, но при этом сохранился и свой собственный, легко узнаваемый стиль.
Знаменитые «Горбуновки» теперь разыскиваются и ценятся собирателями икон, вот только икон таких, некогда многочисленных, сегодня встречается мало.
Как и для всей русской иконописи, события второй половины 19 века стали для иконописного промысла Холуя трагическими. В этот период возникает и значительно укрепляется основная угроза для традиционной иконописи – производство печатных икон.
Сначала Церковь, а затем и государство слишком поздно оценило уровень угрозы и вмешалось в процесс контроля за распространением копеечных печатных икон, пытались самыми разными способами содействовать сохранению традиционных кустарных иконописных промыслов, в которых было занято значительное количество населения.
Иконописцы Холуя тоже включились в конкурентную борьбу с печатной иконой, в ход пошло еще большее упрощение икон на всех этапах производства – от изготовления доски и до живописи, но все было напрасно: печатная икона выигрывала битву, приводя к тому, что артелям в начале 20 столетия приходилось либо влачить жалкое существование, выпуская «бесплатные» иконы бешеными тиражами, либо закрываться, переключаясь на другие виды деятельности, покидая в поисках заработка насиженные места, круто меняя весь прежний вековой уклад жизни.
Среди антикварных икон очень редко, но все же можно отыскать и особенно интересные святые образы, созданные в Холуе на закате промысла. Это – щепные иконы. Тонкая сосновая дощечка имеет толщину всего 5-7 миллиметров. По тонкому меловому левкасу на ней писалась икона, а затем дощечка прибивалась гвоздями к заднику киота. Иконку обкладывали фольгой и наглухо закрывали стеклом. Стоили такие иконы сущие копейки, а потому люди к ним и относились не особо бережно. Но вот сегодня такие иконы очень сложно найти, а почему – тоже понятно. В киоте со временем накапливалась пыль, стекло мутнело. В своем желании почистить киот, люди пытались его вскрыть, но конструкция не предполагала таких действий и в результате киот разваливался, стекло лопалось, рвался и приходил в полную негодность нежный фольговый оклад. Тогда хозяева решали просто вынуть икону из киота, чтобы пользоваться ей так, поставив на полочку в божнице. И вот тут таилась главная опасность для щепной иконы – тонкая сухая дощечка лопалась в тот момент, когда икону пытались оторвать от задника! С такой иконой уже дальше не церемонились, и она навсегда пропадала…
Вот поэтому сегодня щепные иконы Холуя, да еще и иконы в хорошем состоянии, встретить крайне сложно, если Вам встретится такая икона, обязательно покупайте, ведь кто знает, встретится ли подобный старинный образ Вам еще раз?!
Но и традиционные старинные иконы Холуя, написанные на деревянных досках со шпонками также редки и каждая такая икона – ценное приобретение для Вашего дома, или, возможно, икона в подарок!
Если Вы хотите купить для дома настоящие старинные иконы, созданные в известном иконописном центре, присмотритесь к иконам из Холуя – кроме своей доступности эти иконы отличаются самобытностью, они яркие и запоминающиеся, они сразу ложатся на душу, вызывая ответное чувство. Истинно народные, созданные для народа, эти уникальные памятники религиозной истории России обязательно займут достойное место и в Вашем доме, создавая особое доброе настроение и во время молитвы и в любое другое время, достаточно лишь взглянуть на святой образ, чтобы почувствовать дыхание времени, дух ушедшей патриархальной России конца 19 века…
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|