Облако тегов
Облако тегов
Старинная резьба и деревянная пластика – удивитесь сами древней красоте!
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня»!
Любое копирование материалов запрещено!
23.07.2015г.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
Уже все привыкли к тому факту, что если речь заходит о старинных религиозных предметах, в голове сразу возникает образ древней иконы. Однозначно видится покоробившаяся доска, с местами отошедшей от основы, шелушащейся краской, живопись, вся покрытая сеточкой кракелюров – мельчайших трещинок, а с иконы на Вас смотрит лик святого, сдержанный, а может быть, даже немного суровый…
Все верно – иконы были и остаются основой старинных религиозных предметов, сохранившихся до нынешнего времени, но оказывается, есть и другой пласт изображений, который заслуживает особого внимания, о нем и пойдет речь в этой статье.
Выясняется, что наряду с обычными, то есть традиционными живописными иконами существовали и иконы… резные, а кроме них были и другие религиозные изображения святых, вырезанные из дерева – рельефные или даже скульптурные!
Нужно сказать, что само это явление не ново и зародилась резная скульптура с «религиозным уклоном» не в 19 и даже не в 18 веке. Считается, что наибольшее распространение резная скульптура, церковные фигуры получили в Пермском крае и на территории Русского Севера.
Зародившись однажды, скульптура из дерева хоть и не сразу, но очень быстро нашла поклонников в среде верующих и потому вошла в церковный обиход так, что уже при строительстве нового храма предусматривался и определенный набор самых различных деревянных резных скульптур, которые следовало туда изготовить. Как существовали артели иконописцев, расписывающих храми и пишущих храмовые иконы, так со временем образовались артели резчиков, оформлявших резными фигурами и вообще, резьбой строящиеся церкви.
Если же говорить о самих корнях этого явления, то некоторые специалисты полагают, что резная церковная пластика пришла к нам из католической Европы. Не мудрено, что проникновение резных изваяний началось именно с указанных выше, отдаленных от центра России, территорий. Дело в том, что именно на территорию Русского Севера прибывали корабли из Европы, на которых среди товаров, привезенных купцами, часто встречались и религиозные предметы, а кроме того, и наши моряки часто посещали страны Европы, получали впечатления от католических храмов, в которых не было икон, но зато в очень большом количестве присутствовали деревянные скульптуры, иконостасы, скульптурные группы и композиции, выполненные с большим мастерством, богато украшенные золотом, искусно расписанные цветными красками.
Конечно, резная храмовая скульптура не перекочевала в Российские храмы, с точностью копируя западные образцы. Произошло внутреннее переосмысление, адаптация деревянной пластики под местные нужды, отчего, в конечном итоге, выпестовалась и собственная культура промысла, обрела местячковую самобытность, необыкновенную располагающую душевную внешность церковной пластики Русского Севера и Пермского края.
До какого то момента деревянные скульптуры не получили всеобщего распространения, но потом дело пошло очень активно и в этом ученые видят отголоски язычества, которое на протяжении веков соседствовало с христианством в том же Пермском крае, а потому деревянные изваяния в храмах начали почитаться, почти как языческие идолы.
Такая местная «адаптация» и поклонение фигурам не могла понравиться Церковным властям. К тому же в какой-то момент произошла инспекция храмов, в которых встречались деревянные фигуры и выяснилось, что большинство таких изваяний не соответствует принятым канонам, а многие вовсе сделаны столь грубо и безыскусно, что выглядят настоящим богохульством.
Дабы не давать впредь повода делать «деревянных истуканов», вышел строгий церковный запрет, запрещающий делать и содержать в храмах деревянные скульптуры.
Запрет подействовал и под нажимом центральных церковных властей во многих храмах были изъяты резные деревянные скульптуры, хотя известен и факт, что жители сел впоследствии часто пытались вернуть резные образы в обратно в храм, но безуспешно.
Среди наиболее популярных образов и скульптурных композиций на Русском Севере и в других отдаленных губерниях России резчики изготавливали Распятие Христово с предстоящими, Спаса в темнице, особо чтились скульптуры с образом Николая Можайского, святой Варвары, святой Параскевы Пятницы, Господа Саваофа.
Жители местных деревень и впрямь, начинали отождествлять деревянные скульптуры с живыми людьми – их, например, одевали в настоящие одежды, обували на ноги лапти. Часто можно было услышать и деревенские байки о том, что фигуры ночами оживают и ходят по деревне, что они снашивают лапти и одежду, отчего ее регулярно надо было менять.
Как бы там ни было, но культ фигур, действительно, существовал, одновременно с этим и развивалось искусство художественной обработки дерева и украшательства храмов. Ведь резьба по дереву это не только изготовление фигур святых, но и изготовление резных иконостасов, Царских Врат, украшение колонн и стен храмов! Кроме того, убранство церквей дополнялось и «второстепенными» изображениями, такими, например, как образы Херувимов, Серафимов и Ангелов.
Интересно, что в каждой местности складывалась своя собственная культура изготовления резных скульптур и украшений. Мастера, безусловно, заимствовали сюжеты из жизни, отчего образы Христа часто походили ликами на соседских крестьян, а образы святых Варвары и Параскевы на местных сельчанок. В такой скульптуре и ценится ныне та глубокая народность, которой нет в скульптуре Европейских храмов. Именно благодаря этому творчеству, в известной мере отступившему от канона мы и можем сегодня восхищаться работами северных резчиков, или мастеров, вырезавших знаменитых на весь мир, Пермских Богов!
Но судьба церковной скульптуры оказалась гораздо более трагичной, нежели судьба русской иконы. Когда после революции начали массово закрывать и ликвидировать храмы, то многие люди пытались в своих домах хранить церковные иконы, а вот скульптура оставалась в храмах в полном забвении (куда ее девать в крестьянской избе), ей предстояло просто тихо погибнуть и кануть в лету.
Пермские Боги – единственная в России целостная и объемная коллекция религиозной деревянной пластики, собранная в тяжелейших условиях большим энтузиастом Н.Н. Серебренниковым. Началось все со случайности – в 1922 году Серебренников проходил мимо заброшенной церкви и решил туда заглянуть. Его поразили резные фигуры, находящиеся в храме и скоро они уже перекочевали в местный музей!
Много лет потратил Н.Н. Серебренников на то, чтобы объехать многочисленные храмы Пермского края, выискивая и забирая из заброшенных церквей уникальные памятники религиозного искусства, которые теперь с выставками с успехом путешествуют по всему миру.
Но в коллекции Серебренникова, безусловно, в основном собраны крупные скульптуры. Гораздо хуже обстоит дело с мелкой деревянной пластикой – теми же Ангелами, Херувимами и Серафимами. Дело в том, что при первоначальном разорении храмов сразу после революции и даже во время последней хрущевской богоборческой волны, именно такие фигурки остались невостребованными и бесследно погибли в кострах и от сырости. Икона – понятно, на нее хоть молиться можно, вот и спасали иконы жители сел и энтузиасты. А что с Херувимом резным делать? Молиться на него не привыкли, вот и получалось, что мелкая резная скульптура была утрачена «благодаря» человеческому равнодушию, непониманию того, что и эти небольшие резные работы будут со временем представлять величайшую ценность для исследователей и собирателей старины!
Однако локти кусать уже поздно: все, что утрачено, уже не вернуть, но еще есть небольшой шанс сохранить то, что чудом уцелело, ведь до сих пор на антикварном рынке можно найти разрозненные деревянные скульптуры, резные иконы, барельефы.
В 19 веке Россию обуревает паломнический бум. Россия ощущает себя Домом Богородицы, Третьим Римом, люди массово устремляются к Святым Местам, расположенным не только в Палестине, но и тут, в России.
И в нескольких паломнических центрах образуются мощные артели по изготовлению паломнических сувениров – резных миниатюрных икон.
На сегодняшний день известно несколько таких мест, располагавшихся на территории России. Это Киев, где резными иконами снабжались паломники Киево-Печерской Лавры, это Сергиев Посад, мастера которого реализовывали свои работы паломникам Троице-Сергиевой Лавры и это Соловецкий монастырь, хотя, резные паломнические иконки могли делать и в других обителях, но совсем в малых количествах.
Отправной точкой в паломнической резьбе стал на этот раз Афон, где жили и работали большие мастера, изготавливавшие уникальные по сложности, миниатюрные и крупные прорезные кресты.
Оттуда, по всей видимости, искусство создавать миниатюрные резные иконы пришло в Киев. В Московском Кремле хранятся великолепные настольные резные кресты, складни и иконы, выполненные талантливыми киевскими мастерами еще в 17, 18 веках.
Конечно, резные паломнические иконки и образки, изготавливавшиеся массово в Киеве, были простыми, но и среди них встречаются настоящие шедевры.
Успех резной иконы был понятен, ведь верующему человеку предлагался совершенно иной тип религиозного объекта, объемный, необычный. Миниатюрная многофигурная и многокомпозиционная икона из Киева это целый домашний иконостас, умещающийся на ладони, где голова святого подчас не больше спичечной головки, но при этом мастеру удается в таком малом лике обозначить и глаза, и нос, и рот, придать лицу свое индивидуальное выражение. Зритель с удивлением видит тут и волосы в прическе, и искренне восхищается узорами на одежде. Фигурки часто отделены от фона, на котором располагаются резные церквушки, деревья, горки… Резная икона – это удивительное явление, где каждое произведение можно рассматривать часами, все время находя и открывая для себя что-то новое.
Для каждого места паломничества изготавливались наиболее популярные сюжеты. Так, в Киево-Печерской Лавре особым спросом пользовались образы Антония и Феодосия Печерских, основателей Лавры, а в Сергиевом Посаде резали из кипариса образы преподобного Сергия Радонежского, но на потребу часто изготавливали и образы других чтимых святых, делали и именные иконки.
Интересно, что работы всех указанных паломнических центров различаются по стилистике и всегда довольно просто бывает определить, где именно была сделана та, или иная резная икона.
Имен мастеров мы уже не узнаем, но вот одно имя, наверняка, будоражит умы многих истинных поклонников старинной паломнической резной иконы.
Работал в 19 веке в Сергиевом Посаде мастер Иван Хрустачев, талантливый человек, старавшийся сделать так, чтобы его работы коренным образом отличались от массовой и простоватой резной паломнической иконы. И действительно, тот, кто хоть раз увидит работу Хрустачева или его сыновей, которые переняли мастерство своего великого отца, тот сразу поймет, насколько безупречны и красивы эти иконы!
Не удивительно, что на одной из выставок работы Хрустачева получили Золотую медаль и после этого мастер удостоился великой чести быть официальным поставщиком Дворе Его Императорского Величества!
Сегодня работы Хрустачева можно увидеть в некоторых музеях, но они настолько редки, что далеко не каждый музей может похвастать таким ценным экспонатом!
Ныне резные паломнические иконки и образки – большая редкость на антикварном рынке. Судьба этих маленьких произведений религиозного искусства оказалась весьма трагичной. Наверное, сам размер сыграл тут решающую роль и большинство талантливых работ просто потерялись за время их векового бытования в народной среде. Другая часть была испорчена, ведь тоненькие кипарисовые дощечки могли просто лопнуть при падении или небрежном обращении с ними. Количество сохранившихся резных икон очень мало, желающих же стать владельцами резных икон, наоборот, довольно много, ведь коллекционеры понимают, что через несколько лет их не останется вовсе, а значит, ценность каждой такой резной иконы вырастет многократно.
Однако если резные иконы из русских паломнических центров еще можно встретить на антикварном рынке, то резные иконы и образки, привезенные паломниками из дальних стран, из Палестины – и вовсе большая редкость!
Такие привозные резные иконки совсем не отличаются высоким качеством. Грубоватые и аляповатые, они изготавливались в Иерусалиме резчиками-арабами, слабо разбирающимися в том, как по канону должен был выглядеть тот, или иной сюжет. Производство было массовым, а покупатель – непритязательным, поэтому и выходило, что низкое качество изделий мало влияло на сбыт. Среди сюжетов таких икон более всего встречаются образы, связанные со Святыми Местами.
Распятие Христово, Крещение Господне, Преображение – эти изображения чаще других можно встретить на резных паломнических иконах и образках из Иерусалима. Паломнику предлагался довольно большой ассортимент самых различных по сюжету и исполнению икон, в том числе и изготовленных из спила оливы, а также большое количество резных изображений на перламутре.
Сегодня во многих государственных и частных музеях есть коллекции резных паломнических икон, но очень больших коллекций нет. Впрочем, нет на сегодняшний день и хотя бы одного объемного и серьезного каталога, в котором содержались бы сведения и фотографии, позволяющие охватить весь обширный пласт резной старинной иконы.
Конечно надо понимать и то, что наиболее интересные и ценные экспонаты уже находятся в государственных и частных коллекциях, хотя и сохраняется шанс того, что кому-то еще повезет стать обладателем настоящих шедевров, в том числе и выполненных талантливыми мастерами Киева, или даже вышедшими из мастерской Хрустачева.
В любом случае, если Вы увидите где-то в продаже резные старинные иконы, купите их себе. Вы увидите, что Вас, жителя компьютерного века, не оставят равнодушным эти миниатюрные удивительные работы, наполненные теплом рук старинного мастера.
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|