+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Старинная северная икона – удивительная и неповторимая!

Старинная северная икона – удивительная и неповторимая!

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

24.07.2015г.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Русский Север – удивительный и суровый край, неразрывно связанный с православием, где на протяжении многих веков ковались особые характеры, формировался уникальный бытовой уклад, где складывался и особенный, ни с чем не сравнимый климат для народного творчества.

Русский Север родил немало талантов, людей, которые, будучи одаренными по своей природе, нашли свой путь в искусстве, создавая необыкновенные по красоте дома, предметы быта, домашнюю утварь.

Но в прошлых веках все же самую главную роль играли предметы, связанные с верой, поэтому искусство Русского Севера развивалось и жило в тесной связи с Церковью, с религией. Не удивительно, что именно старинные иконы Русского Севера и составляют сегодня особый пласт искусства, олицетворяющий талант северных мастеров иконописцев, причем совершенно не важно, били ли древние иконы написаны профессиональным мастером, или их сотворил талантливый крестьянин-богомаз.

Оказываясь даже сегодня на Русском Севере, невольно удивляешься тому, что все тут другое, особенное, крепкое: города, села, люди и конечно, сама природа. Слух человека, любящего Русский Север, буквально услаждают и необычные, тоже крепкие названия местных поселений и городов. Только вслушайтесь в поэтику этих названий: Мезень, Великий Устюг, Каргополь, Пудож, Выг, Вологда. Слышится в них и что-то совсем сказочное и музыкальное и конечно, веет от имен былинностью, древностью русской.

Древние поселения и города некогда были большими и действительно, великими. Сюда прибывали корабли с товарами, отсюда вывозили и местные товары. Тут варили соль, валили лес, добывали пушного зверя. Но кроме этого в торговых городах развивались активно и ремесла.

Прибывающие иностранные суда часто привозили различные диковины, так что в искусстве Русского Севера есть и отголоски Западной культуры, но местные мастера никогда не старались просто копировать заморские работы, а трансформировали их, пропуская, как через фильтр, через собственное самобытное видение задачи.

Кстати, само слово «самобытный» чрезвычайно емко отражает все творчество, характерное для Русского Севера.

Безусловно, всякая «местячковая» икона отражает культуру и обычаи той местности, в которой она родилась, но именно старинные иконы Русского Севера ценятся сегодня не только музейщиками, но и увлеченными собирателями старины.

Старинные и даже древние иконы Русского Севера есть во многих музеях России, так что каждый желающий может их увидеть и самостоятельно убедиться в силе их воздействия на зрителя, на молящегося человека. Северные иконы, или, как их еще называют, Северные письма, являются гордостью любой коллекции антикварных икон, наравне с такими известными иконописными школами, как Палех или Мстера.

Если говорить о собирателях старины, что вектор их интересов давно уже сместился в сторону старинных икон Русского Севера, и большинство «черных досок» уже осело в частных коллекциях. Еще во второй половине прошлого века на Русский Север отправлялись одна за другой государственные экспедиции из центральных музеев. Тогда еще можно было найти в заброшенных храмах и часовнях древние Северные иконы 15, 16 веков. Сегодня такое уже, увы, невозможно и иконописные памятники хранятся в запасниках, находятся на реставрации или включены в состав постоянных музейных экспозиций. Частные коллекционеры тоже в те годы могли приобщиться к прекрасному, но сегодня ситуация абсолютно иная и вы, скорее всего, просто не сможете купить икону 16 века за какие-то небольшие деньги, даже купить старинную Северную икону 18 века и то будет очень сложно, но все же возможно.

Сегодняшний турист, отправляющийся посмотреть красоты необъятного Русского Севера и осматривающий деревянные и каменные храмы, удивится лишь одному – иконостасы будут пустыми, и в лучшем случае в храмах будет находиться несколько поздних икон, не представляющих никакого интереса для ученых или собирателей старины. Да, стены остались, а вот икон уже нет и возвращаться они в родные стены не будут – слишком опасно, ведь известно, что многие древние иконы были похищены или сгорели в огне пожаров.

Но всегда хочется спросить – почему так интересна Северная икона коллекционерам, любителям церковного искусства? Почему многие стремятся в своем собирательстве найти и купить Северные письма, а не иконы Центральной России, или иконы Юга?

Ответ на этот вопрос не так однозначен. Оказывается, причина кроется в нескольких вещах. Дело в том, что Русский Север всегда несколько отставал от Центра, поэтому даже поздние иконы выглядят, по сравнению с иконами из Палеха или той же Мстёры более древними, архаичными. Не надо забывать и о том, что Русский Север это территория, где несколько веков жили общины старообрядцев, ревнителей Старой веры и они занимались иконописанием, оказывая на него свое влияние, ведь старообрядцы копировали только древние иконы дониконовского периода.

Большой интерес для коллекционеров и музейщиков представляют не только иконы из известных иконописных центров, где работали великие мастера – Вологды, Великого Устюга или Каргополя, но и иконы народные? Вышедшие из домашних мастерских иконописцев-самоучек. Эти старинные иконы обладают особой магией душевности, открытости. В них проявляется тяга русского человека к творчеству, та самобытность, о которой мы уже упоминали выше.

Крестьянские Северные письма – это удивительный и неповторимый мир, в котором каждый находит что-то близкое ему одному. Народные Северные иконы бывают очень простыми, их часто можно назвать «краснушками» или «чернушками», но даже в сдержанной цветовой гамме художнику хватает средств, чтобы проявить свой недюжинный талант и старание.

Правильно говорят, что в Северных письмах живет душа народа, и когда смотришь на такие древние иконы, чувствуешь незримую связь с тем временем и с теми людьми, кто создавал святые образы и кто на них молился.

Черные доски часто скрывают то, что на них нарисовано, потемневшая олифа приглушает звучание красок, но это не страшно: старинная икона может ожить под руками реставратора, а может остаться и такой, какой сохранилась, дополнительно сообщая зрителю особое настроение при созерцании образа.

В простых народных иконах, пусть и грубовато исполненных, чувствуется искренняя вера, любовь, желание жить. И раз такие иконы сохранялись в семьях по несколько веков, значит, их берегли, к ним было особое отношение, которое может быть только в том случае, если иконы помогали людям, «работали».

Иконы – проводники наших молитв, и Северные иконы ценятся верующими людьми, понимающими, что такие иконы действительно помогают молитвам быстро дойти до Неба, чтобы помощь пришла как можно быстрей.

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру