+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Очень редкие старинные иконы: преподобный Дорофей Югский в молении Югской иконе Божьей Матери.

Очень редкие старинные иконы: преподобный Дорофей Югский в молении Югской иконе Божьей Матери.

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

28.07.2015 г.

По широкой водной глади идут пароходы. Волны, набегающие на берег, тихо плещутся об уже гладкие обломки красного кирпича. На берегу, чуть на взгорке – огромный деревянный поклонный крест. В этом месте некогда стояла одна из великих святынь земли русской – Югский Дорофеев монастырь, страшные останки которого ныне сокрыты в водах Рыбинского водохранилища…

Советская власть сразу показала, что с многовековой православной верой будет покончено и рьяно взялись за дело комиссары. Попавшие в немилость храмы, монастыри разоряли, закрывали, но что самое обидное – уничтожали, так что ничего уже не должно было людям и напомнить о былом величии той, или иной церковной обители.

Судьба у разных церквей и монастырей складывалась в годы яростного советского богоборчества по-разному, также, как и у людей, которые продолжали верить и подвергались унижениям и гонениям.

Множество храмов просто забросили, оставили «в покое» тихо умирать в полном забвении. Новая власть не церемонилась: выгоняли церковников, «по-хозяйски» выволакивалась из церквей серебряная утварь, грубо и показательно срывались с древних икон дорогие оклады. Сами иконы вырывали из иконостасов и выбрасывали во двор, рубили топорами при честном народе (вот вам, дескать, иллюстрация того, что ваш Бог не заступится), сжигали в страшных кострах. Потом храмы закрывали или просто бросали так, как есть. Здания ветшали, теряли кресты и маковки, многие из-за опасности обрушения просто потом «скидывали» бульдозером и равняли с землей.

Другим церквям выпала на долю более худшая участь, ведь все же некоторые церкви достояли в заброшенном виде до наших времен и сейчас их реставрируют.

Такие храмы варварски разоряли сразу, не церемонясь. «Образцово-показательное» разрушение проходило быстро, с помпой и размахом. Все ценное также выносилось, иконы жгли, скидывали с высоты колокола, а сам храм взрывали.

И вот такие руины остались от многих почитаемых храмов, куда раньше притекало огромное количество народа, об одной из обителей мы и хотим рассказать в этой статье…

Как часто бывает, про очень ранее известные обители сегодня узнаешь почти случайно, даже и не подозревая, что когда-то где-то был большой и известный монастырь, про который большинство из нас, ныне живущих в России, никто и не слыхал! Не мудрено, учитывая то, как яростно хотели в нас эту память уничтожить!

Маленькая яркая иконка, написанная на крепкой кипарисовой дощечке стала отправной точкой в желании понять – откуда она, что за святой на ней изображен?

На ограниченной площади вершковой старинной иконки старец молитвенно обращается к образу Пресвятой Богородицы. Старец в монашеском одеянии, благообразный и спокойный, а икона, перед которой он молится удивительным образом держится на ветвях дерева… На заднем фоне – река и белоснежные стены монашеской обители, особенно выделяется многоярусная колокольня, горят золотом маковки храмов.

Простое письмо, но как будто переносит икона тебя на сто лет назад, туда, где гулко и далеко разносился колокольный звон, созывающий верующих на молитву…

На иконе – несколько разновременных событий, объединенных в одном сюжете. Икона, как машина времени объединила их и стала не только рассказчицей, но и памятным предметом, паломническим сувениром, ведь изображение храмов и монастырей на ней как раз для этого – чтобы паломник, привезший ее домой, глядя на белокаменные стены и купола церквей вспоминал то великолепие, которое он видел, когда пребывал на территории монастыря.

История инока Дорофея (а именно он и есть старец на иконе) описана в церковных преданиях очень подробно. Дорофей пребывал на монашеском служении в Псково-Печерском монастыре, но задумал вернуться в родные края.

Придя в то место, где соединяются речки Белый и Черный Юг, он остановился на ночлег и отдых. Монах путешествовал налегке, всего-то и была у него одна Богородичная иконка, икона маленькая, да не простая. Именно Богородица и явилась ранее Дорофею в Псковских Печерах, повелевая вернуться на родину. Смысл же Богородичного повеления был один: Дорофей должен был основать свою монашескую обитель!

Инок достал из котомки икону, помолился и поставил ее на ветки сосны, что стояла рядом, а сам лег спать. Проснувшись и сотворив молитву, он было собрался продолжить свой путь, да вдруг обнаружил, что икона как будто приросла к дереву – никак он ее не мог оттуда снять!

И понял Дорофей, что так Пресвятая Заступница указывает ему место для основания новой обители, вот и остался он здесь, принялся за работу.

Обитель была основана, всю жизнь свою положил на это Дорофей, а после его праведной кончины работа не остановилась, другие монахи продолжили возведение стен храмов.

Богородичный же образ получил и свое собственное название, икону стали величать Югская икона Божьей Матери.

Оказалось, икона была и впрямь чудотворной, весть о том, что по молитве перед образом происходят чудесные исцеления, быстро распространилась по окрестным деревням, а там и по всей Матушке России. Из года в год в Югскую Дорофееву пустынь прибывало все больше паломников, приходилось расширяться и монастырю.

Паломники в обитель прибывали по воде и по суше, прекрасный вид на белые стены и купола открывался всем, кто стремился преклонить голову перед памятью преподобного Дорофея Югского и иконой Югской Божьей Матери.

Развитие монастыря шло очень быстро, ко второй половине 19 столетия Югская Дорофеева пустынь это не просто величественный архитектурный ансамбль, но и целый религиозно-просветительский и паломнический центр. Паломников здесь ждали кров, пища и даже лечение, ведь в монастырской лечебнице ежегодно проходили лечение тысячи страждущих!

Монастырь удобно располагался и по отношению к большим населенным пунктам – в полутора десятках километрах от него находился Рыбинск и Молога.

Чудотворный Богородичный образ постоянно хранился в монастыре, но часто икона Югской Божьей Матери участвовала и в торжествах, тогда икону с Крестным ходом доставляли в Мышкин, Углич, Мологу и Рыбинск.

Но благолепие и гармония, царившие в стенах монастыря, закончились с приходом советской власти. На примере этой грандиозной трагедии очень хорошо прослеживается тогдашняя всеобщая тенденция к осквернению и уничтожению всего, что было связано с верой.

В начале двадцатых было уничтожено монашество, монахов разогнали, частично репрессировали. Ценности, как водится, экспроприировали «в пользу трудового народа», имущество отобрано.

Традиции в издевательстве над святынями тогда были стандартными – если монастырь не разрушали, то в нем организовывали государственные учреждения, причем такие, чтобы контраст между прежними порядками и нынешними был наиболее разительный.

Вот и в Югской Дорофеевой пустыни разместили поначалу… детский лагерь, или, как это называлось раньше, коммуну.

Но детей тут воспитывали в новом коммунистическом духе не долго: уже в самом начале нового тридцатого десятилетия встал остро вопрос о снабжении чистой водой Москвы. Взоры проектировщиков обратились к Волге. Решено было соединить Волгу и реку Москву каналом, планировалось и создание большого водохранилища, которое бы и снабжало столицу водой круглый год, а также бы дало возможность проводить грузовую и пассажирскую навигацию на обширной акватории.

И в 1935 году на место пионеров помещают строителей (обычных заключенных и каторжников) будущего водохранилища, монастырские здания переходят в ведение системы НКВД.

На этапе проектирования и строительства не было возможности оценить с достаточной точностью, что именно после того, как будут построены плотины, уйдет под воду, но к завершающему этапу стало ясно, что и здания Югской Дорофеевой пустыни будут затоплены.

Чтобы «не мешать» навигации и не волновать людей в окрестных селениях, решено было взорвать монастырский комплекс и сравнять его с землей.

Созданное в те годы Рыбинское водохранилище снабдило Москву водой, но и стало могилой для множества поселений, монастырей, храмов. Вода скрыла место, где стояла величественная Югская Дорофеева пустынь, ушли под воду города Молога, Корчева, частично затоплены Калязин, Углич, Весьегонск… Только представьте себе, что 900 сел и деревушек навсегда исчезли с лица земли и под водой и ныне стоят развалины храмов, пристаней, домов. Под водой оказались и кладбища, исчезли леса, луга и дороги.

Что же осталось от некогда великой Югской Дорофеевой пустыни нам, жителям двадцать первого века? Осталась память, а еще остались вот такие маленькие паломнические иконки, которые в 19 столетии писались монахами в стенах самого монастыря для прибывающих в обитель, паломников.

И таких икон осталось очень мало, еще меньше среди них тех, которые хорошо сохранились до наших дней, как эта иконка. Ценность этой иконки не только в том, что она позволяет нам увидеть и помолиться преподобному Дорофею, но и в том, что икона была и создана и освящена в монастыре, а еще можно с полной уверенностью говорить и о том, что она была, безусловно, приложена самим паломником к Святыням, хранившимся в обители, и в том числе, к чудотворному образу Югской Божьей Матери!

Благодаря иконе можно и попытаться восстановить внешний вид Югской обители, ведь фотографий с ней осталось крайне мало.

Такие паломнические иконки можно было купить в монастыре, они изготавливались разного размера. Встречаются очень маленькие образки, где изображался только преподобный Дорофей Югский, а бывают и иконки покрупнее, где монастырь изображается еще с большими подробностями.

И как иногда удивительно получается в жизни – огромный каменный комплекс храмов, окруженных высокой стеной, исчез с лица земли, а вот такие миниатюрные и хрупкие иконки – остались!

Старинные паломнические иконки сегодня находятся в круге интересов коллекционеров и исследователей. Паломнические иконы – целый пласт религиозной живописи, который еще только предстоит изучить, стандартизировать, но уже понятно, что пласт этот очень емкий, разнообразный.

Сложился даже особенный тип коллекционера, собирающего паломнические иконки, на которых есть изображение храмов или монастырей. Такие иконы встречаются сегодня редко, особенно, если они в хорошем коллекционном состоянии.

Нет сегодня обители, уничтожена взрывом и могила преподобного Дорофея Югского, бесследно исчезла после разорения монастыря главная святыня – чудотворная икона Югской Божьей Матери, а на паломнической иконе все продолжает жить – и сам святой старец, и обитель, им основанная, и чудесная икона Богородицы, помогшая стольким людям!

И если вдруг Вам посчастливится увидеть старинную иконку с образом преподобного Дорофея Югского, молящегося образу Югской Богородицы, обязательно купите ее для себя или для своих детей и внуков – мы уверены, что и Вы, взяв икону в руки, почувствуете особую благодать, перенесетесь мысленно туда, в 19 век, когда в водах русской реки отражались золотые купола и белоснежные стены величественной Югской Дорофеевой пустыни!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру