Облако тегов
Облако тегов
Тельники - старинные нательные кресты.
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня»!
Любое копирование материалов запрещено!
20.07.2015г.
Максим Бурмистров,
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
Мир крестов тельников велик и многообразен!
Старинные медные крестики – миниатюрные памятники религиозной истории России!
Князь Владимир, окрестив Русь, стал проводником для прихода и распространения Креста. Православные верующие стали носить на шее и атрибуты веры – кресты тельники. Первые такие нательные крестики, безусловно, были привозными. Их доставляли из Византии и по своему исполнению они не отличались большими размерами и сложностью исполнения. Металл в те времена был дорог и редок, так что у многих появлялись не медные, а деревянные нательные кресты.
Конечно, из Византии поставлялись и другие, большие изделия. В том числе и кресты-мощевики, энколпионы. Такой крест-мощевик состоял из нескольких деталей: подвижного оглавия, к которому крепились две створки креста. Внутри створок была пустота, в которую вкладывали различные святыни – частицы мощей, фрагменты одежды святых.
Было ясно, что Византия не справится с тем количеством крестов тельников, которые были необходимы для Руси, поэтому у нас возникают собственные медницы – мастерские, в которых уже русские мастера изготавливали нательные и другие кресты для верующих.
Кресты домонгольского периода (или, как из называют собиратели, кресты-домоноголы) бывают украшены многоцветными эмалями и надо сказать, что именно древние нательные бронзовые крестики этого периода представляют особый интерес для современных коллекционеров.
Найти их в больших количествах ныне помогают металлоискатели, но все равно, на фоне общего числа религиозных находок они очень и очень малочисленны.
Крест домонгол.
Медный крестик так бы и остался, наверное, редким материалом для нынешнего изучения и коллекционирования, если бы не старообрядцы. Раскол и последующее широкое расселение старообрядческих общин привели к возникновению именно в среде раскольников многочисленных меднолитейных литниц, в которых они тысячами изготавливали не только нательные медные кресты, но и бронзовые иконы, складни, большие и средние по размеру, киотные кресты!
Медная пластика старообрядческого литья ныне является особым объектом для коллекционирования и опять - благодаря металлопоиску, ведь именно любители побродить по полям с металлодетекторами обнаруживали не только разнообразные монеты, но и нательные крестики, иконки и складеньки, сделанные в прошлые века и потерянные своими хозяевами! Старообрядцы в своих мастерских добивались необыкновенных результатов: используя, по сегодняшним меркам, примитивные способы литья, они создавали столь тщательно проработанные миниатюры из медного сплава, что даже ныне, при высочайшем уровне развития технологий литья, повторить их произведения невозможно!
Крест-тельник все время меняется, и первые крестики совершенно не похожи на те витиеватые и ажурные кресты, которые изготавливались старообрядцами перед революцией 1917 года! Крест не только изменился по размерам, он «подстраивался» под возраст человека, и малышам родители на Крещение покупали малюсенькие и легкие крестики, а взрослый человек мог носить и очень большой нательный крест, достигающий семи сантиметров в высоту! Такие большие нательные кресты принято называть наперсными, то есть носимыми поверх одежды на персях, на груди.
Но не только размеры менялись! Уже в 18 веке становится понятно, что крест покупается верующими и по другим признакам. Так формируются два абсолютно разных направления – кресты начинают делиться на женские и мужские! Мужской крест аскетичен, угловат, сдержан в своих формах и практически не украшен. Женский крест, напротив, ажурен, украшен завитушками, лучиками, узорами.
Взрослые и детские, мужские и женские бронзовые кресты.
Наиболее известный тип позднего креста-тельника – это крестик листик. Особая форма в виде листа дерева стала причиной такого названия и эти крестики встречаются поисковикам и профессиональным археологам очень часто.
Благодаря археологическим раскопкам удалось создать и каталоги-определители бронзовых крестов, по которым можно очень точно их датировать, а вот узнать территориальную принадлежность, установить место, где был изготовлен тот, или иной старинны крест, уже гораздо сложнее.
Конечно, были такие старообрядческие мастерские, где имелся свой собственный «почерк» в медном литье: подобным местом была, например, Выговская пустынь, где помимо медного литья переписывали старинные церковные книги, изготавливали по древним канонам иконы.
Интересен тот факт, что несмотря на все разнообразие типоразмеров тех же крестов-листиков все они абсолютно идентичны по духовному содержанию, по художественному исполнению! Не совсем понятно, как при огромной территориальной разобщенности старообрядческих общин удавалось сохранять такую информационную централизацию, но это именно так – иконографически они полностью повторяют друг друга.
Известно, что старообрядцы практически монополизировали медное производство крестов, икон и складней и старообрядческие крестики носили и ревнители Новой веры, последователи патриарха Никона.
Поздние кресты-тельники также бывали разными, многие из них украшали разноцветными «горячими» эмалями, такие старинные крестики встречаются, конечно, гораздо реже обычных, безэмальных.
Оказывается, цвета эмалей на крестах также были не случайными и несли в себе некое послание. Белый цвет был символом чистоты и святости, невинности человеческой души. Белый цвет эмали на крестике – символ Ангельских одежд и цвет Преображенного Спасителя.
Синим цветом обычно выделяли Голгофский Крест. Синий – цвет Божественной тайны. Чтобы подчеркнуть целомудрие, душевное покаяние, можно было выбрать и купить нательный крестик, украшенный голубой эмалью, а черный цвет символизировал скорбь.
Будущий владелец креста мог также выбрать и крестик, на котором цветные эмали встречались в различных комбинациях, так что крест нес в себе и некое смысловое комбинированное послание.
Интересно также отметить, что в православной среде не особо нуждались в крестиках из драгоценных металлов и поэтому найти в земле или купить старинный крест из серебра или тем паче, из золота в антикварной лавке гораздо сложнее, хотя в конце 19 века серебряных нательных крестиков, иконок, ладанок и образков изготавливалось довольно много.
Старинные кресты из золота особенно редки, но отнюдь не потому, что они были дороги. Причина кроется в том, что по традиционным убеждениям, бытовавшим в народной среде, не стоит изготавливать религиозные предметы из драгоценных металлов.
В старину кресты тельники изготавливались и сбывались в огромных количествах, они были, конечно, очень ходовым товаром. Дело в том, что жизнь народа была всегда тесно связана с тяжелым физическим трудом. И во время этого постоянного и тяжелого труда веревки и кожаные подвесы-гайтаны рвались, а крестики – терялись! Именно такие потеряшки и находят сегодня любители детекторного поиска на полях и в лесах, а сколько их еще там лежит!..
Однако, давайте вернемся к методам, которые использовали древние мастера-литейщики для изготовления старинных крестов, складней и крестов.
Для отливки изготавливалась форма из особой смеси песка и глины. Каждый настоящий мастер вырабатывал свою собственную рецептуру состава для создания формы, ведь она не только должна была выдержать температуру расплавленного металла, но и обязана была дать возможность воспроизвести на миниатюрных крестах все нюансы мелкого рельефа! Рассмотрите старинный меднолитой крест, с тем чтобы удивиться, как тонко мастеру удалось повторить рельеф эталона: Голгофский крест, узоры, буквы, текст молитвы на обороте – остается только искренне удивляться тому, сколь талантливы были люди, изготавливавшие такие бронзовые кресты тысячами! Покупатель из прошлых веков не особо привередничал, поэтому среди качественных старинных крестиков-тельников можно часто увидеть и явный брак. Кривобокие, с непроливами, с еле читаемыми текстами, такие крестики все равно находили своего будущего владельца, да и то сказать – зачем платить больше, если крестик все равно когда-нибудь потеряется?!
Революция, конечно, положила конец старообрядческому литейному промыслу, но уже в предреволюционные годы чувствовалось, что искусство изготовления нательной религиозной атрибутики вырождается. В ход пошли штампованные из тонкого медного листа крестики и образки, стоившие сущие копейки и совершенно не интересные нынешним исследователям старины и коллекционерам.
Сегодня интерес к старинному бронзовому литью чрезвычайно высок. При всей своей похожести все равно невозможно найти и двух абсолютно одинаковых старинных крестиков, пусть и очень распространенных по рисунку и идентичных по размеру. Они могут быть очень похожими, но одинаковыми – никогда!
Собирать старинные крестики очень интересно, поэтому в процесс коллекционирования уже давно включились не только детектористы, но и обычные люди, которые стремятся купить старинные иконы, кресты или складни в интернете или в антикварных магазинах в Москве и в других городах России.
Если же и вы заинтересовались стариной, то можете также включиться в процесс собирательства и изучения этих миниатюрных памятников истории, мы уверены, что увлечение вам очень понравится!
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|