+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р
  • Главная
  • Статьи
  • Старинные иконы, старые иконы, народные иконы, щепные иконы, иконы краснушки и иконы чернушки.

Старинные иконы, старые иконы, народные иконы, щепные иконы, иконы краснушки и иконы чернушки.

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

18.07.2015

Старые иконы, старинные иконы… Иконы чернушки, краснушки, подокладницы, фольгушки, щепные или щепковые иконы… Как тут что-то понять, как разобраться? А еще есть народные иконы, крестьянские иконы, столько всяких терминов, названий, в том числе и местячковых, а ведь если задуматься, то и правда, не проста старинная икона, много за былое время образовалось названий, так попробуем вместе разобраться, что и к чему!

Старые иконы, старинные иконы и антикварные иконы – ищем разницу!

По сути, старинные иконы и старые иконы – термины одного порядка и они обозначают, что иконы были написаны (или напечатаны, если это печатные иконы) очень давно, еще до революции 1917 года, после которой всяческое производство икон остановилось.

Говоря именно про иконы, грань между словами «старая» и «старинная» стирается, пропадает. Когда мы говорим, например, про автомобили, то дело обстоит иным образом. «Старая машина» это машина, выпущенная, например, лет семь или десять назад. Но когда мы говорим «старинная машина» мы подразумеваем под этим термином совершенно другой автомобиль, который был изготовлен, например, лет пятьдесят или семьдесят назад, один вид такой машины сразу указывает на то, что она именно старинная, а не старая.

Улавливаете разницу? Конечно, есть и иконы, которые были изготовлены пятьдесят лет назад, их тоже можно отчасти назвать старыми, но они не будут внешне отличаться от тех святых образов, которые печатаются сегодня.

Старая икона – значит икона, имеющая явные признаки этой «старости», на такой иконе видны признаки, явно указывающие на ее долгую жизнь. Само изображение по стилю исполнения и состояние иконы должны указывать на то, что она старая.

Поэтому считается, что старая и старинная икона это одно и то же и люди, подразумевая дореволюционные иконы, называют их либо одним, либо другим словосочетанием.

А вот словосочетание антикварная икона – уже из другой оперы. Хотя, оно тоже сразу говорит о том, что перед вами старинная икона, но расставляет иные акценты. Антикварная – значит, имеющая ценность, ценность прежде всего материальную, а появляется эта ценность, конечно, из старинности, если не задумываться глубже. Но икона – удивительный предмет, ведь она имеет разную ценность, не только материальную, но и художественную, религиозную, культурную и прежде всего – духовную ценность!

Краснушки, чернушки…

В конце 19 века в России складываются уникальные условия в иконном деле, трагически отразившиеся на всем дальнейшем коротком пути русской иконы, оборвавшемся с революционными событиями в стране.

Именно в этот период возникают фабрики по производству печатных икон. В Москве Бонакер и Жако, в Одессе Фесенко, печатают иконы в Питере, одним словом, огромный поток жестяных икон или бумажных напечатанных икон буквально обрушивает рынок икон живописных.

Старинная печатная икона красочна, разнообразна, привлекательна, но главное – убийственно дешева, так что люди встают перед выбором – либо платить ощутимые деньги за традиционные живописные иконы, либо купить дешевую печатную икону и конечно, цена во многих случаях решала все не в пользу живописных икон.

Иконописцы стали терять свои деньги и конечно, закономерным образом пришли к тому выводу, что необходимо срочно и кардинально менять технологию производства икон, чтобы удешевить и убыстрить процесс изготовления, чтобы вступить в ценовую битву с печатной иконой.

Иконная доска на этом этапе «модернизации» потеряла шпонки, ковчег, паволоку… Кстати, вместо паволоки в некоторых иконописных мастерских стали применять… обычную газету, а большинство и вовсе отказалось, используя тонкий меловой левкас!

Вместе с упрощением в подготовке иконной основы пришла необходимость и пересмотреть сам художественный процесс. И именно тут стали массово появляться иконы, на которых был более заметен тот, или иной цвет. Если фон, одежды и позем писались красной охрой, то икона и получалась «красной», живопись была крайне простой и поэтому еще в те времена такие иконы получили несколько пренебрежительное прозвище – «краснушки». А если мастер писал икону в темных тонах, активно используя сажу, то и икона такая именовалась в среде мастеров и иконных торговцев «чернушкой».

Конечно, «классические» краснушки и чернушки появились гораздо раньше, еще в 18 веке, но тогда это не были массово изготавливаемые иконы, и использование малого количества красок диктовалось бедностью, невозможностью иметь в обиходе иконописца нужных пигментов, в конце же 19 века краснушки и чернушки стали осмысленным приемом изографов, распространенным продуктом иконописных центров, в том числе и крупных – Мстеры, Холуя, Гуслиц.

Время заката иконописи породило и еще много различных названий. Иконы «фольгушки» и «подокладницы», например, это дешевые массовые иконы, на которых прописывались только лики и руки святых, одежды и фон накрывались окладами из тонкой фольги.

Феномен щепной иконы.

В конце 19 века появляется и уникальная в своем роде, щепная икона. Это – предел экономии, по сути, самая дешевая из возможных вариантов расхожих икон. Тонкая щепка – основа такой иконы. Экономия тут – на всем. Сама доска обрабатывалась только с одной стороны, задник обычно настолько щербатый, что всегда есть вероятность посадить занозу.

На лицевую сторону накладывался тонкий слой мелового левкаса, по которому и писался образ святого.

Щепная икона – всегда «фольгушка», так как продать такую тонкую икону в чистом виде было просто невозможно. Образ прописывался частично или полностью, дальше щепную икону закрепляли гвоздями внутри ящика-киота, обкладывали фольговым окладом (часто очень сложной конструкции) и накрывали стеклом. Киот был обязательно глухим, то есть не открывался, дабы хозяин не мог повредить тончайшие ажуры оклада.

Щепная икона просуществовала совсем мало – период ее изготовления ограничивается тридцатью годами – песчинка на фоне общей многовековой истории русской иконы, не правда ли?!

Народная икона, крестьянская икона.

Термины эти обозначают одно и то же. Однако, очень важно понимать, что термин «народная икона» часто применяется в отношении большого числа старинных святых образов, совершенно не соответствующих этому определению.

Часто народной иконой называют любые старинные иконы простого письма, однако мы считаем, что такой подход в корне не верен. Дело в том, что простая икона в подавляющем своем большинстве – не народная, не крестьянская, а артельная! То есть такую икону писали массово в иконописных мастерских, она изготавливалась профессионально, мастерами-изографами, просто она имела умышленные предельные художественные упрощения.

Народная же икона в нашем понимании, это икона, написанная в народе, не массово и не профессиональными иконописцами. Известно, что во многих селах и деревнях были свои «богомазы», художники-самоучки. Днем они пасли скот, пахали землю, сеяли зерно и убирали урожай, заготавливали сено, а в свободное время садились за иконописание, изготавливая иконы для себя и для односельчан. Из их рук выходила не массовая икона, а эксклюзивная, и именно такую икону мы бы называли народной или крестьянской.

Простые, массовые, но… очень редкие!

Сегодняшнее время очень хорошо можно описать поговоркой «и последние станут первыми». Когда-то массовая и дешевая икона сейчас стала редкостью. Попробуйте, например, найти достойный коллекции вариант щепной иконы – не найдете! В конце 19 века такие иконы изготавливались тысячами, а сегодня многие государственные и частные музеи специально ищут и хотят найти и купить старинные иконы краснушки или щепные иконы, ведь их у них нет!

Оказывается, история сыграла с ними интересную шутку. Иконы изначально были дешевыми, поэтому хозяева не особенно их ценили. Иконы были хрупкими (особенно тонкие щепные), а потому быстро выходили из строя, лопались на две части, когда тонкая щепка выгибалась.

Многие из таких икон-подокладниц были испорчены хозяевами в тот момент, когда их пытались извлечь из застекленного киота: прибитые гвоздями, они раскалывались и дальше не использовались.

Очень много подокладных икон также сгинули в лету, ведь когда их вытаскивали из киота, фольговый оклад разрушался, а под ним оказывалась голая доска. Как молиться на икону, если на ней нарисована только голова и руки святого? Такую не поставишь в божницу, не сосредоточишься на молитве, вот и перекочевывали иконки в сараи и на чердаки, где окончательно портились и пропадали.

Хорошее время, чтобы начать собирать краснушки и подокладницы!

Да, сегодня еще есть шанс найти и купить старинные иконы, подокладницы, краснушки, чернушки и даже щепные иконы!

Цены на них доступны, выбор есть, так что каждый из вас может именно сегодня формировать свою домашнюю коллекцию.

Купить старинные иконы вы можете на нашем сайте «Офеня», выбор тут большой, а цены очень доступны.

Почему надо начинать покупать старинные иконы именно сейчас, а не, скажем, через пять лет? Ответ на этот вопрос прост: сегодня в России наблюдается рост интереса к старине, к своим корням и иконы тут занимают особое место. Икон не становится больше, наоборот, с каждым днем все меньше шансов купить настоящие старинные иконы, так что откладывать процесс покупки старинных икон, если вам это интересно, лучше не надо.

Спешите покупать красоту, спешите стать владельцем настоящей старинной иконы, приносящей в дом тепло и душевную радость!

Если же у вас возникают вопросы по приобретению старинных икон на нашем сайте, вы можете рассчитывать на нашу помощь и консультации!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    0 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру