Облако тегов
Облако тегов
Старинные иконы Палеха.
30 Сентября 2014Эксклюзивно для сайта «Офеня»!
Любое копирование материалов запрещено!
08.07.2015 г.
Само название этого места – «Палех» звучит довольно странно для уха русского человека, но оказывается, это один из тех населенных пунктов, который чудом сохранил свое древнее историческое название, относящееся к финно-угорским племенам, жившим тут когда-то.
Палех – не единственное поселение с древним названием. Из тьмы веков пришли и здравствуют такие села, как Люлех, Ландех, Сезух, много и других наименований сохранилось до наших дней. Славянское население проникало на финно-угорскую территорию, постепенно замещая здесь в том числе и культуру, однако названия остались, прижились.
Несмотря на свою необычность, слово Палех неизменно рождает у Россиян стойкую ассоциативную реакцию, связь. В памяти обязательно появляются разнообразные и необычные лаковые шкатулки, где по черному фону в необычной, свойственной только Палеху, манере письма, нарисованы и живут яркие и запоминающиеся сюжеты из крестьянской жизни.
Палехские шкатулки, безусловно, одно из ярчайших явлений, зародившихся тут после революционных событий 1917 года, но удивительно другое – очень небольшое количество наших современников знает, что до «шкатулочного производства» Палех славился своими редкими по красоте, иконами и это был не просто иконописный центр, где писали качественные иконы, но и центр деятельный, снабжавший своей продукцией верующих людей по всей России!
Смерть великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо обозначила период вхождения Палехских земель в состав другого княжества – Стародубского, а оно затем перешло в удел Ивану, сыну Всеволода. Позже, уже в XIV-XV веках состоялся новый передел и образовались уделы, в том числе и Палецкого рода.
Царь Иоанн Грозный отдал Палех сыну Иоанну по Духовному завещанию, а в начале 17 столетия Палехом владел Василий Иванович Острогубов.
Позже за победы в борьбе с польско-литовскими интервентами, «за московское осадное сидение» Палех пожаловали Ивану Бутурлину, село стало вотчиной семьи Бутурлиных.
К тому времени деревянная церковка Илии Пророка уже стояла, были и еще два храма, к середине 18 века в селе возводятся новые храмы, в том числе в честь Казанской Божьей Матери, а также церковь Николая Чудотворца.
Близость Палеха к древнему Суздалю, некоему крупному культурному и торговому центру, обуславливало его развитие, хотя отсутствие дорог и глушь, казалось бы, должны были способствовать обратному процессу и привести поселение к исчезновению, забвению.
Сила Палеха, обусловившая его развитие в те времена – это неистребимый энтузиазм местных жителей, их неистовое желание развивать уникальные промыслы и ремесла, их способность сохранять свой вековой уклад, свою историю. Тут сохранили песни, народные танцы, тут вся жизнь подчинялась своему распорядку.
Мужчины занимались деревянной резьбой, выделывали звериные шкуры, женщины славились, как искусные вышивальщицы. Сельское хозяйство в этих суровых местах было упадочным, позволяло лишь давать прокорм семье, а вот кустарные промыслы позволили жителям «выйти на внешние рынки».
Но знаменит стал Палех, конечно, своими иконами и сегодня эти самобытные, дышащие искренним чувством, старинные иконы являются предметом исследования, и предметом восхищения людей, увлекающихся церковным искусством. Волнуют Палехские старинные иконы и верующих людей, понимающих всю духовную ценность этих намоленных святых образов, хранившихся в храмах и частных домах и бережно передававшихся из поколения в поколение.
Изучать Палех, местный народный быт, начали давно, среди таких исследователей были граф С. Шереметев, С. Максимов. Задел тонкие струны души Палех и у поэтов Н. Некрасова, А. Майкова, у писателя Н. Лескова.
Особая душевная атмосфера, царившая в Палехе, отмечалась и академиками Н. Кондаковым и В. Безобразовым, посещавшим эти места.
Все образованные люди, сталкивавшиеся в своей жизни с Палехом, всегда отмечали высокую культуру его жителей, искренне радовались и удивлялись тому специфическому доброму жизненному укладу, который выпестовался и сохранился только тут. Иконописный промысел в Палехе зародился, по мнению исследователей, благодаря еще одному центру кустарного производства, хорошо известному любителям старины. Село Холуй славилось на всю Русь своими недорогими расхожими иконами, охотно раскупавшимися на многочисленных ярмарках и торжках.
Возможно, знакомство Бутурлиных со Строгановыми также способствовало тому, что в Палехе зародилось иконописное производство, особенно в том смысле, что иконописцы Палеха не стали копировать Холуян и пошли по своей, абсолютно уникальной дороге в творчестве.
Исследователи также находят в Палехских иконах и отголоски Северных писем, прежде всего, в работах палешан просматриваются приемы иконописи, характерные для Великого Устюга. Не удивительно, что при всей массовости производства икон, иконописцы в Палехе не стремились к валу, всегда ориентировались только на высокое церковное искусство, тут рождались иконы, которые можно назвать жемчужинами русской иконописи.
Собирая в своем искусстве приемы изографов Великого Устюга, Ярославля, Костромы, Строгановских вотчин, иконописцы Палеха выработали свою собственную изобразительную и красочную стилистику, которую впоследствии применили и в лаковой миниатюре советского периода, когда религиозные мотивы были полностью искоренены из творчества мастеров.
Существуют разные мнения по поводу деятельности иконописцев Палеха. Например, художник Иосиф Владимиров не слишком ласково отзывается об иконописи Палеха, о жителях его и об обитателях соседних сел, связанных одной темой – иконописным промыслом. По мнению Иосифа Владимирова, иконы Холуя, Палеха или Шуи тогда можно было выменять у иконописцев за несколько луковиц, яиц или за пару лаптей. Хорошая икона не может стоить столько, сколько стоит десяток яиц или лыковые лапти. Такой «унизительный» размен обозначал, по мнению художника, что и икона была самой примитивной, простой, то есть, по сути, соответствовала простому товару, на которую охотно выменивалась!
Безусловно, надо признать факт, что, как и в Холуе, в Палехе изготавливались различные, по качеству иконы. Известно, например, что очень много икон отправлялось из Палеха на Балканы, так как это было экономически оправдано – иностранному покупателю предоставлялся большой выбор сюжетов, размеров и исполнения икон. При этом качественные иконы палешане «придерживали», отправляя на продажу «расхожие» образы святых.
Характерные черты Палехской иконописи складываются, по мнению исследователей, к середине XVIII столетия, именно эта «компиляция» из Северных, Московских, а также Строгановских писем и станет визитной карточкой этого знаменитого иконописного центра.
Как и все остальные иконописные центры имперской России, Палех испытал на себе большое конкурентное давление со стороны изготовителей печатных икон, а затем и получил, казалось бы, окончательный разрушающий удар от новой безбожной власти, проводившей активную антирелигиозную политику.
Но в отличие от других кустарных центров, Палеху удалось переродиться и просиять вновь, использовав в уже упомянутой лаковой миниатюре все те наработки и богатейший художественный опыт, который существовал в сообществе местных мастеров.
Полностью сменилась тематика изображений, советский крестьянский быт и сценки из деревенской жизни заместили святые образы. Теперь уже не на иконных досках, а на легких, разнообразных по форме и размеру, шкатулках воплощали талантливые живописцы свои идеи, созвучные новому времени…
Старинные же иконы Палеха ныне можно увидеть во многих государственных музеях (в том числе и в музее, расположенном в самом Палехе), есть такие иконы и в частных коллекциях, а вот купить старинную икону Палеха ныне очень тяжело, стоимость таких икон, скажем прямо, зашкаливает.
Сегодня Палех – тихое место, однако сюда, слава Богу, притекает устойчивый поток туристов, тех, кто хочет найти и находит в этом уютном Российском уголке явные отголоски патриархального уклада старой России…
Поделиться: |
Карусель
Полный ассортимент | Разделы сайта |
---|---|
|