+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р

Старинные бронзовые иконы – о чем они нам говорят…

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта «Офеня»!

Любое копирование материалов запрещено!

30.06.2015

Сохраняя Старую веру…

Патриарх Никон, введя новые церковные порядки, вызвал раскол в рядах верующих, ревнители Старой веры - старообрядцы так и не признали нововведений, а от гонений искали прибежища в труднодоступных местах, коих на Руси было немало.

Русский Север – отдаленные территории, где до сих пор сохранились целые старообрядческие поселения, живущие по старому укладу, там люди молятся на старообрядческие иконы и не признают никонианский церковный распорядок.

Непроходимые леса и болота, быстрые реки и озера стали для старообрядцев естественной защитой от властей, тут они, трудолюбивые и самодостаточные, налаживали свой быт и развивали традиционные ремесла, продукция кустарей была востребована не только внутри общин, но и далеко за пределами поселений и монастырей.

Чтобы выжить в суровых условиях, старообрядцы прикладывали немало сил. Они занимались сельским хозяйством, но для нынешних исследователей феномена русского старообрядчества гораздо важнее знать больше именно о кустарных производствах, процветающих в старообрядческой среде дореволюционной имперской России.

В своих старообрядческих общежительствах ревнители Старой веры создавали иконописные мастерские, переписывали древние книги, занимались и изготовлением церковного шитья. Но, пожалуй, особую и ни с чем несравнимую славу старообрядчеству принесли многочисленные памятники, созданные руками местных литейщиков-медников!

Старообрядческое медное литье – жемчужина прошлого!

Именно старообрядческая среда выпестовала и фактически монополизировала производство любых церковных меднолитых изделий, начиная с миниатюрных медных нательных крестиков-тельников и заканчивая большими и тяжелыми четырехстворчатыми складнями – настоящими миниатюрными иконостасами!

Старообрядцы изготавливали огромный ассортимент меднолитых бронзовых изделий. Кроме уже упомянутых крестов тельников и больших складней, они отливали несметное количество бронзовых икон, киотных крестов, складней небольшого и среднего размера.

Удивителен факт того, что изготовленные старообрядцами старинные бронзовые кресты, иконы и складни распространялись не только в своей, старообрядческой среде, но и открыто продавались на рынках, ярмарках и торжках тем, кто последовал в своей вере за патриархом Никоном!

Одним из наиболее известных центров старообрядчества, где среди прочих ремесел особенно процветало производство медных крестов, икон и складней, была Выговская пустынь, основанная в 1694 году. Сюда стекалось огромное количество верующих, бегущих от преследования властями.

Но уникальность бронзовых икон и крестов Выга заключается не только в их многочисленности, дело в том, что все, за что брались выгорецкие мастера, доводилось до совершенства. Даже такие, казалось бы, простые изделия из меди, как нательные кресты, тут выглядели, как настоящие произведения искусства!

И сегодня коллекционеры особенно трепетно относятся к любым старинным изделиям медной пластики, изготовленной в Выге.

Простое производство и искреннее восхищение современников!

Вроде бы, простое изделие – старинная медная икона, но секрет производства таких икон на сегодняшний день, как выясняется, полностью утерян!

Конечно, нам известно, что форма для отливок изготавливалась из подобранной в определенной пропорции смеси песка и глины, но вот воспроизвести такой состав не удается, иконы в современных условиях получаются совершенно не такими, какими они выходили из медниц старых мастеров-старообрядцев!

Часто для отделки старинных бронзовых крестов, икон и складней использовались цветные эмали. Сочных цветов, крапчатые, они и сегодня выглядят яркими и блестящими, как будто и не было этих столетий!

Секрет эмалей ныне также не открыт и современные литые иконы, создаваемые по старинным образцам, легко отличимы и не могут даже приблизительно быть похожими на иконы, отлитые в том же 19 веке!

От количества цветов эмалей зависела цена конечного изделия, вот и сегодня в среде коллекционеров наибольшим спросом пользуются многоэмальные старообрядческие медные кресты, складни и иконы.

За день в старообрядческой меднице мастер мог изготовить до 500-700 нательных крестиков, а вот крупных икон или складней удавалось сделать всего десяток.

Собирательство медной пластики – купите себе «вечные» иконы!

Сегодня собирательство старинной медной пластики чрезвычайно велико, «виной» тому большой интерес людей к собственной истории, а еще и всепоглощающее увлечение металлодетекторным поиском!

Если вы хотите купить старинную бронзовую икону, крест или складень, стоит обратить внимание на несколько факторов, напрямую влияющих на конечную стоимость предмета.

Один из важнейших факторов – это сохранность рельефа. Чем лучше сохранились подробности композиции, тем лучше и тем дороже будет стоить антикварный предмет. Дело в том, что бронзовые иконы, кресты и складни при домашнем хранении покрывались слоем окислов и темнели.

Владельцы таких религиозных предметов начищали их к праздникам, но поскольку в имперской России не было действенных и щадящих способов очистки бронзы и меди, люди использовали доморощенные и достаточно суровые методы наведения блеска. В ход шел речной песок, зола и даже… битый кирпич, отчего сегодня некоторые бесценные памятники медного литья выглядят так, как будто по их рельефу прошлись напильником.

Еще один фактор, существенно влияющий на стоимость – это количество и сохранность цветных эмалей. Так, небольшой старинный бронзовый киотный крест без эмалей можно приобрести недорого, а такой же крестик, украшенный пятью цветами эмали, обойдется собирателю уже в несколько десятков тысяч рублей.

Старинная бронзовая икона – вечная красота!

Не зря старообрядцы так старались и совершенствовали свое искусство – металл все же лучше терпит человеческое обращение, чем дерево. Бронза не коробится, эмали не выцветают. Даже незначительные удары не влияют на сохранность старообрядческого медного литья, а потому старинные бронзовые кресты, складни и иконы в вашем доме просуществуют еще не одно столетие.

Старообрядческие складни, киотные кресты и иконы украсят ваш дом, создадут особый уют, но это не только красивые памятники прошлого, но и весьма ценные антикварные предметы, ценность которых с годами будет только возрастать!

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    22000 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    22000 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    23000 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру