+7 968 535 99 29 / Москва

info@ofena.ru

Моя корзина

Оформить
  • 0 икон
  • 0 Р

Старинная икона - в прошлом, настоящем и будущем.

30 Сентября 2014

Эксклюзивно для сайта "Офеня"!

Любое копирование материалов запрещено!

30.06.2015

Целых два тысячелетия насчитывает история икон, первым же иконописцем считается сам святой Евангелист Лука. Чудесным образом история донесла до наших дней несколько работ святого Луки, ныне хранящихся в других странах и конечно, в России!

Образы Киккской Божьей Матери (ныне находится в монастыре Киккос), икона Владимирской Божьей Матери (хранится сейчас в Третьяковской галерее), а еще икона Тихвинской Богородицы и образ Сумельской Богоматери, слава Богу, сохранились и радуют верующих, а также людей искренне интересующихся настоящим древним религиозным искусством.

Но для христиан эти Святыни являются особыми потому, что написаны иконы, по сути, при жизни Христа и Пресвятой Богородицы, то есть являются прижизненными портретами!

Кроме классических деревянных живописных икон известны также иконописные изображения на камне, например, росписи римских катакомб, относящиеся к II-IV векам.

Икона, появившись, претерпевала изменения, подвергалась критике и гонениям. Так, в VIII веке иконоборческая ересь настолько захватила общество, что изготовление новых икон практически прекратилось. Хотя и в этот суровый период все же находились люди, которые не боялись строжайших запретов и под страхом смерти и гонений продолжали писать иконы. Благодаря им не была утрачена иконописная традиция.

Постепенно вырабатываются и основные приемы изображения святых, складывается так называемый Канон, согласно которому иконописцы воспроизводят святые образы. Письмо при этом становится все более «сухим», плоскостным, ведь и задача перед изографами ставилась особенная – им предстояло писать не светские портреты, а изображать Небожителей. Икона становится особым изображением, где отсутствует всякая чувственность, где нет места эмоциям, проявлениям чисто человеческих чувств.

Эпоха Возрождения становится временем трансформаций в иконописи, которая, безусловно, оказала огромное влияние на формирование и развитие искусства Запада, и в конечном итоге, в Западной традиции переросла именно в скульптуру и живопись. Восточное же направление, благодаря православию, усилилось и укрепилось.

Иконопись в русские пределы проникает через Болгарию и Сербию, свои великие иконописцы рождаются на Руси. Одним из первых великих изографов считается, работавший в Киеве, святой Алипий.

Именно Русь становится настоящим оплотом иконописи, нигде и никогда икона не приобретает такой всеобъемлющей силы, как на Руси и этим можно справедливо гордиться!

Территории Русского Севера, древнего Новгорода, Пскова становятся теми местами, где иконотворчество процветает и почитание носит всеобъемлющий характер.

В храмах создаются первые многоярусные композиции – иконостасы, считающиеся чисто русскими «изобретениями». С большой душой, с тщанием и конечно, с Помощью Божией создают русские иконописцы свои нетленные произведения, удивляющие как современников, так и сегодняшних зрителей. Выразительность силуэтов, сложность многосюжетных композиций, открытость святых образов – все это отличает последователей Новгородской иконописной традиции.

В XIV-XV наступает расцвет иконописания, связанный еще и с массовым строительством каменных храмов. В эти времена творили великие иконописцы Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек. Но семнадцатый век считается началом упадка русской иконописи, хотя согласиться с этим нам, обывателям, бывает крайне сложно.

Специалисты же указывают на то, что именно с этого времени в традиции русской иконописи вклинивается влияние Западной школы, изменяются приемы иконописания, изографы начинают применять масло вместо темперы, что приводит к большим изменениям в изображении святых.

Иконопись начинает заимствовать приемы из светской живописи – на иконах появляется игра света и тени, обратная перспектива меняется на прямую. Образы святых становятся более близкими с точки зрения «правильности» изображения человеческих фигур, происходит некое отождествление святых образов с живыми человеческими образами. Конечно, икона не становится картиной, иконописцы пытаются следовать Канону, но изменения становятся очевидными.

Однако именно поздняя русская иконопись становится и доступной для простых верующих. Если в пятнадцатом веке купить икону мог себе позволить только богатый человек, в девятнадцатом веке домашние иконостасы-божницы есть в каждом крестьянском доме.

Существуют и давно сложившиеся иконописные школы и зарождаются новые. Иконотворчество процветает в крестьянской среде, где работают семьи или даже отдельные мастера, обеспечивая иконами верующих в миниатюрных православных сообществах отдаленных сел и деревень.

Революционные события начала прошлого века послужили причиной настоящей трагедии иконописания в России. Удивительно, но уже до революции наметились тенденции упадничества в иконописании, связаны они были отнюдь не с антирелигиозными течениями в обществе, а с развитием… печатных икон! Именно печатная икона «убила» еще до 1917 года русскую иконопись! Печатная икона с ее дешевизной и большим ассортиментным предложением вызвала конкурентную борьбу в среде традиционных кустарных производств. Иконописцы шли на самые различные изменения в желании сократить стоимость своих икон, но все было тщетно.

И все же иконопись выстояла бы, сохранившись хотя бы в таких известных иконописных центрах, которые продолжали изготавливать качественные и дорогие иконы, но революция и последующие свирепые гонения на веру прервали многовековые традиции. Трагедия тут не только в том, что за последующие годы была полностью утрачена традиция иконописи, но и в том, что борцы с верой физически уничтожили тысячи и тысячи живописных памятников, культивировали ненависть и равнодушие к делу сохранения уникальных иконописных произведений.

Ныне в России совсем иные времена и отношение к старинной русской иконе совсем другое – специалисты из музеев, Церковь, частные собиратели по крупицам собирают и бережно сохраняют иконы, дошедшие до сегодняшнего времени.

Восстанавливаются и древние традиции иконописания, поднимаются традиционные центры, где в прошлые века изготавливали иконы, проходит обучение молодежь, которой в будущем представится возможность создавать новые иконы, размещаемые в реконструируемых и строящихся храмах, в домах православных верующих.

Карусель

  • Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    Купить икону – старинная Казанская икона Богородицы. Россия, Холуй, мастерская Горбуновых, 1840-1860 гг.

    22000 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    Старинная живописная икона Иоанн Креститель Ангел Пустыни, икона аналой. Россия, Центр империи, 1850-1870 гг.

    22000 Р Купить икону
  • Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    Старинная икона Богородицы Нечаянная Радость. Россия, Владимирские села, Мстера, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    Антикварная старинная икона святые Ксенофонт и Мария с сыновьями, икона для поиска пропавших людей. Россия, Центр империи, 1907 год.

    0 Р Купить икону
  • Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    Старинная паломническая икона святые Зосима и Савватий Соловецкие. Россия, Соловецкий монастырь, 1870-1890 гг.

    22500 Р Купить икону
  • Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    Старинная живописная икона святой Митрофан Воронежский чудотворец, икона от бесов, икона для учебы, икона для счастья детей. Россия, слобода Борисовка, 1870-1890 гг.

    23000 Р Купить икону
Полный ассортимент Разделы сайта
  • © 2005-2014 «Офеня»

    • Яндекс.Метрика
  • Разработка – Студия.ру